• Научная статья
  • 20 ноября 2021
  • Открытый доступ

Репрезентация холодной войны в советском игровом кино: конъюнктура и историческая память

Аннотация

Цель статьи - охарактеризовать механизмы репрезентации в советском игровом кинематографе 1950-1980-х гг. такого сложного и длительного противостояния, как холодная война. Научная новизна обусловлена тем, что, с одной стороны, текущие события современности диктуют необходимость выделять и интерпретировать те механизмы репрезентации военных конфликтов, которые происходят в мировом сообществе. С другой стороны, исследования проблемы исторической памяти в отечественной историографии носят выборочный, фрагментарный характер и затрагивают в основном тему Великой Отечественной войны, не касаясь вопросов возникновения и функционирования образа холодной войны. В статье выделяются и рассматриваются механизмы репрезентации (способы и средства) холодной войны, которые имели место быть в советском игровом «шпионском» кино. Кроме того, кратко характеризуется тот многогранный образ, который был создан при помощи художественных средств киноискусства; в статье исследуется и то, как события холодной войны преломляются в фильмах актуально (сиюминутно) и ретроспективно, задействуя механизмы исторической памяти. В результате был определен образ холодной войны, представленный в игровом «шпионском» кино, а также способы и средства его репрезентации, часть из которых апеллирует к исторической памяти.

Источники

  1. Ванден Берге И. Историческое недоразумение? Холодная война, 1917-1990 / пер. с нидерл. М., 1996.
  2. Голубев А. В. «Враги второй очереди»: советское общество и образ союзников в годы Великой Отечественной войны // Проблемы российской истории. Магнитогорск, 2005. Вып. V. К 60-летию Победы.
  3. Гудков Л. Идеологема «врага»: «враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции // Образ врага: сборник статей / сост. Л. Гудков. М., 2005.
  4. Данилов А. А., Пыжиков А. В. Рождение «сверхдержавы»: СССР в первые послевоенные годы. М., 2001.
  5. Домашняя синематека: отечественное кино, 1918-1996: каталог игровых фильмов СССР (1918-1991), стран бывшего СССР (1991-1996) / сост. С. Землянухин, М. Сегида. М., 1996.
  6. Евсеева Е. Н. СССР и «холодная война» (1945-1953) // Новый исторический вестник. 2004. № 10.
  7. Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века. М., 2001.
  8. Кознова И. Е. Историческая память и основные тенденции ее изучения // Социология власти. 2003. № 2.
  9. Колесникова А. Г. «Бой после победы»: образ врага в советском игровом кино периода холодной войны. М., 2017.
  10. Невежин В. А. «Если завтра в поход…». Подготовка к войне и идеологическая пропаганда в 30-х - 40-х годах. М., 2007.
  11. Ржешевский О. А. У истоков «холодной войны» // КЛИО. 2008. № 3 (42).
  12. Фатеев А. В. Советский вариант образа врага: 1945-1954 гг. // Россия и мир глазами друг друга: из истории взаимовосприятия. М., 2002. Вып. 2.
  13. Keen S. Faces of the enemy: Reflections of the hostile imagination. San Francisco, 1986.

Информация об авторах

Колесникова Александра Геннадьевна

к. ист. н.

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 23 октября 2021.
  • Опубликована: 20 ноября 2021.

Ключевые слова

  • холодная война
  • советское игровое кино
  • историческая память
  • механизмы репрезентации военных конфликтов
  • The Cold War
  • Soviet live-action films
  • historical memory
  • mechanisms of military conflicts representation

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)