• Научная статья
  • 26 декабря 2022
  • Открытый доступ

Умозрение и музыка VS философия: символическое выражение философских идей и концепций живописным и музыкальным языками

Аннотация

Цель исследования - раскрыть особенности символического выражения различных философских идей и концепций живописным и музыкальным языками. В статье описывается феномен взаимопереводимости религиозно-философских и общефилософских концептов и визуально-образного языка изобразительного искусства на примере рассмотрения древнерусской иконописи Е. Н. Трубецким; выявляются тенденции философствования о музыке в XIX в., а также уделяется внимание полемике между Р. Вагнером и Ф. Ницше как важнейшему моменту в развитии западной и мировой философии музыки. Научная новизна исследования заключается в доказательстве тезиса о взаимопереводимости различных гетерогенных языков культуры - биологического и социального, теологического и философского, житейски-обыденного и художественно-эстетического, изобразительного и словесного. В результате в работе обосновывается положение о том, что философские идеи и концепции могут быть выражены символически на любом языке культуры - живописном и архитектурном, музыкальном и поэтическом, естественнонаучном и публицистическом.

Источники

  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. Изд-е 2-е. М.: Искусство, 1986.
  2. Берченко Р. Э. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». М.: Классика-XXI, 2005.
  3. Вагнер Р. Избранные работы. М.: Искусство, 1978.
  4. Друскин Я. С. Риторические приемы в музыке И. С. Баха. СПб.: Северный олень, 1995.
  5. Лазутина Т. В. Символотворчество в музыке И. С. Баха // Вестник Томского государственного университета. 2007. Вып. 300 (1).
  6. Лазутина Т. В. Язык музыки. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2008.
  7. Лосев А. Ф. Основной вопрос философии музыки // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
  8. Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1990. Т. 1. Т. 2.
  9. Носина В. Б. Символика И. С. Баха. Тамбов, 1993.
  10. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994.
  11. Федоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Прогресс, 1995. Т. II.
  12. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности / под общ. ред. Д. В. Трубочкина. М.: Международное театральное агентство “Play & Play”; Канон+, 2015.
  13. Ханзен-Лёве О. А. Интермедиальность в русской культуре: от символизма к авангарду. М.: Изд-во Российского государственного гуманитарного университета, 2016.
  14. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1965.

Информация об авторах

Кондаков Игорь Вадимович

д. филос. н., проф.

Российский государственный гуманитарный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 ноября 2022.
  • Опубликована: 26 декабря 2022.

Ключевые слова

  • умозрение
  • взаимопереводимость визуального и концептуального
  • философия музыки
  • полемика между Р. Вагнером и Ф. Ницше
  • синтез искусств
  • speculation
  • mutual translatability of the visual and the conceptual
  • philosophy of music
  • polemic between R. Wagner and F. Nietzsche
  • synthesis of arts

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)