• Эссе
  • 31 марта 2023
  • Открытый доступ

Музыкальное искусство России начала ХХ века: жанризм

Аннотация

В рубрике «От главного редактора» была осуществлена публикация большой серии художественно-исторических эссе «Магистрали художественного творчества», в которых последовательно рассматривались крупнейшие эпохи. Теперь нашим читателям предлагается ещё один цикл эссе «Музыкальное искусство России начала ХХ века», посвящённый отечественному музыкальному искусству рубежа и начала ХХ века в качестве опыта осмысления, происходившего с миром и человеком на историческом переломе от эры Нового времени к эре Новейшего времени. В предыдущих очерках о музыкальном искусстве России начала ХХ века был рассмотрены его полюсы (2021. Т. 14. Вып. 10), жанр фольклорной обработки (2021. Т. 14. Вып. 11) и «языческое» направление в музыке (2022. Т. 15. Вып. 2). Данный очерк посвящен раскрытию особенностей становления и бытования феномена жанризма в музыкальном искусстве России начала XX века. В работе рассматриваются как наиболее примечательные произведения музыкально-бытового жанра (балет И. Стравинского «Петрушка» (1911), балет С. Прокофьева «Шут» (1915)), так и менее известные образцы, принадлежащие к жанру национальной музыкальной комедии, решённые в формах бытовой комедии нравов и характеров (оперетта У. Гаджибекова «Аршин мал алан» (1911-1913), комическая опера В. Долидзе «Кето и Котэ» (1918)). Особое внимание уделяется установлению значимости празднично-гедонистического мироощущения для рассматриваемой образной сферы. В результате автор приходит к следующему выводу: активное развитие музыкально-бытового жанра, охватившее весь переходный период от классики к модерну, стало бесспорным и удивительным явлением начала XX века, отразившим неискоренимую жажду жизни людей, проявлявшуюся вопреки всевозможным негативным и устрашающим процессам отечественной истории того времени.

Источники

  1. Абасова Э. Оперы и музыкальные комедии У. Гаджибекова. Баку: Изд-во Академии наук Азербайджанской ССР, 1961.
  2. Абасова Э. Узеир Гаджибеков. Баку: ЭЛМ, 1985.
  3. Грузинская музыкальная культура. М.: Музгиз, 1957.
  4. Корев С. «Кето и Котэ» В. Долидзе. М. – Л.: Музгиз, 1951.
  5. Меликов Х. «Аршин мал алан» У. Гаджибекова. Баку, 1955.
  6. Стравинский И. Статьи и материалы. М.: Советский композитор, 1973.
  7. Ярустовский Б. Игорь Стравинский. М.: Советский композитор, 1969.

Информация об авторах

Демченко Александр Иванович

д. иск., проф.

Международный центр комплексных художественных исследований; Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 28 января 2023.
  • Опубликована: 31 марта 2023.

Ключевые слова

  • жанризм в музыкальном искусстве России начала XX века
  • музыкально-бытовой жанр
  • И. Стравинский
  • В. Долидзе
  • У. Гаджибеков
  • genrism in the Russian musical art of the early XX century
  • musical genre art
  • I. Stravinsky
  • V. Dolidze
  • U. Hajibeyov

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)