• Научная статья
  • 12 июля 2023
  • Открытый доступ

Китайский камерный ансамбль с участием фортепиано в диалоге с европейской моделью жанра

Аннотация

Цель исследования – охарактеризовать типовые черты китайского камерно-инструментального ансамбля с участием фортепиано посредством сравнения с европейской моделью жанра. В статье рассматривается фортепианный ансамбль как доминирующая разновидность камерного жанра в Китае и выявляются основные жанрообразующие факторы, обусловливающие его своеобразие. Научная новизна заключается в характеристике комплекса объективных причин, предопределивших оригинальность китайского фортепианного ансамбля. В результате доказано, что, опираясь на западный прототип жанра, китайские композиторы насыщают его национальными чертами: тяготением к объективным формам выражения, изменением функциональной роли фортепиано, усилением роли программности, поисками в сфере национального языка посредством опоры на традиции китайской фольклорной и театральной музыки.

Источники

  1. Петров А. К. Претворение русского фольклора в современной хоровой музыке (1980-2005): основные тенденции, новые композиторские подходы: автореф. дисс. ... к. иск. М., 2007.
  2. Польская И. И. Камерный ансамбль: история, теория, эстетика. Харьков: Изд-во Харьковской государственной академии культуры, 2001. Попова Т. Музыкальные жанры и формы. М.: Музгиз, 1954.
  3. Раабен Л. Н. Камерная инструментальная музыка // Музыка XX века: очерки: в 2-х ч. М.: Музыка, 1980. Ч. 2. Кн. 3.
  4. Сохор А. Н. Теория музыкальных жанров. Задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров: сб. науч. ст. М.: Музыка, 1971.
  5. Царегородцева Л. М. Эволюция жанра большого камерно-инструментального ансамбля с участием фортепиано: дисс. ... к. иск. Тамбов, 2005.
  6. 汪毓和. 中国近现代音乐史. 北京: 人民音乐出版社, 2012 (Ван Юйхэ. История современной китайской музыки. Пекин: Изд-во народной музыки, 2012).
  7. 吉林君。中国弦乐四重奏的发展脉 络及其民族化探索。硕士学位论文。山东大学。济南。2018 (Цзилинь Цзюнь. Исследование развития и национального характера китайского струнного квартета: магистерская диссертация / Шаньдунский университет. Цзинань, 2018).
  8. 居其宏。 新中国音乐史 (1949-2000)。长沙:湖南美术出版社, 2002 (Цзюй Цихун. История музыки Нового Китая (1949-2000). Чанша: Хунаньское художественное издательство, 2002).
  9. 陈习. 我国早期混合重奏创作的发展及其特点—以钢琴与提琴重奏为例. 乐府新声 (沈阳音乐学院学报) 2011 年第4 期 (Чэнь Си. Развитие и специфика раннего смешанного квартета в Китае: на примере фортепиано и скрипки // Новый голос Юэфу: научный вестник Шэньянской консерватории. 2011. № 4).

Информация об авторах

Сяо Цяосун

Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 19 мая 2023.
  • Опубликована: 12 июля 2023.

Ключевые слова

  • китайский фортепианный камерно-инструментальный ансамбль
  • китайская современная академическая музыка
  • китайский фольклор
  • западный прототип жанра
  • китайские композиторы
  • Chinese chamber instrumental ensemble
  • Chinese contemporary academic music
  • Chinese folklore
  • Western prototype of genre
  • Chinese composers

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)