• Эссе
  • 4 декабря 2023
  • Открытый доступ

Музыкальное искусство России начала ХХ века: Альтернатива

Аннотация

Эссе посвящено характеристике тенденции, противопоставленной натиску противоречивости, дисгармоничности, различных разрушающих воздействий, которые принесло с собой новое столетие, в музыкальном искусстве России начала XX века. Такая тенденция воплотилась в обращении композиторов к гуманистическим традициям прошлого, а также в конструктивно-позитивных устремлениях современности. Желание отстоять принципы гуманизма было преимущественно сопряжено с духовными ценностями Классической эпохи. В частности, автор последовательно раскрывает становление неоклассицизма в отечественном музыкальном искусстве начиная с периода позднего творчества П. Чайковского (оркестровая сюита «Моцартиана» (1887)). Особое внимание уделяется произведениям С. Танеева (кантата «По прочтении псалма» (1912-1915)), Н. Мясковского (Четвёртый квартет (1909-1910)), С. Прокофьева (Первая симфония (1917)), З. Палиашвили (оперы «Абесалом и Этери» (1910-1919) и «Даиси» (1919-1923)). В итоге заключается, что сфера гуманизма и гармоничности, несмотря на ее далеко не магистральный статус в контексте музыкально-художественного процесса 1910-х годов, была, однако, несомненно значимой, наглядно отражавшей реакцию на деформирующие тенденции современности. Коренной сдвиг в мироощущении, произошедший в 1910-е – первую половину 1920-х годов, выразился в ослаблении рассмотренной тенденции, нарастании противоречивости.

Источники

  1. Варунц В. Музыкальный неоклассицизм. М.: Музыка, 1988.
  2. Музыкальное наследие Чайковского. Из истории его произведений / АН СССР, Ин-т истории искусств, Гос. дом-музей П. И. Чайковского в Клину. М.: Музгиз, 1958.
  3. Прокофьев о Прокофьеве. Статьи и интервью / сост., ред. и коммент. В. П. Варунца. М.: Советский композитор, 1991.
  4. С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания / сост., ред., примеч. и вступ. ст. С. И. Шлифштейна. Изд-е 2-е, доп. М.: Музгиз, 1961.
  5. Стравинский И. Хроника моей жизни. Л.: Музгиз, 1963.
  6. Тевосян А. «Литургия» С. Рахманинова // Рахманинов С. Литургия Иоанна Златоуста: диск. М.: Мелодия, 1988.
  7. Цуккерман В. Несколько встреч с Прокофьевым // Советская музыка. 1977. № 6 (463).

Информация об авторах

Демченко Александр Иванович

д. иск., проф.

Международный Центр комплексных художественных исследований; Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 октября 2023.
  • Опубликована: 4 декабря 2023.

Ключевые слова

  • музыкальное искусство России начала ХХ века
  • неоклассицизм
  • классицизирующая тенденция
  • С. Танеев
  • Н. Мясковский
  • С. Прокофьев
  • З. Палиашвили
  • Russian musical art of the early 20th century
  • neoclassicism
  • classicizing tendency
  • S. Taneyev
  • N. Myaskovsky
  • S. Prokofiev
  • Z. Paliashvili

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)