• Научная статья
  • 18 марта 2024
  • Открытый доступ

Рубежность и сущностные характеристики театрального танца в России конца XIX – начала ХХ века

Аннотация

Новаторство и эксперимент, как источники, расширяющие и углубляющие пространство театрального танца в России конца XIX – начала ХХ века, носили сложный характер связи: от традиционного и локального современного до системного и закономерного. В отличие от западноевропейского балетного театра, в России эстетические концепции экспрессионизма, конструктивизма и абстракционизма были первыми поэтическими опытами «с» хореографией и «в» хореографии, получившими переосмысление не только на уровне вне-танцевальных планов и свободных формотворческих законов движения, но и на уровне художественных координат пространства и семантики академического балетного искусства. Цель статьи – обосновывать позицию о том, что после эпохи романтических балетов Мариуса Ивановича Петипа (1818-1910) в России наступает рубежность хореографической системы, связанная с задачами переосмысления языка театрального танца, его архитектонических структур (сценической и телесной), а также сущностных характеристик содержания и формы балетного текста. Научная новизна заключается в разработке следующей гипотезы: архитектоническое пространство сцены и архитектонические телесные формы становятся изобразительно и выразительно доказательными. Обнаруживается связь между лексическим потенциалом и созданием тектонических задач в системе академического движения, коррелируются вербальный, временной и визуальный континуум пространства. В результате представлена систематизация европейской и азиатской театральных традиций в исследовании художественных и физиологических процессов протекания движения с целью определения специфики архитектонических телесных структур рассматриваемого времени.

Источники

  1. Балетмейстер А. А. Горский. Материалы. Воспоминания. Статьи / сост. Е. Суриц, Е. Белова. СПб.: Дмитрий Булгарин, 2000.
  2. Балетмейстер Мариус Петипа: сб. статей / сост.: О. А. Федорченко, Ю. А. Смирнов, А. В. Фомкин. Владимир: Фолиант, 2006.
  3. Барба Э. Бумажное каноэ: трактат о театральной антропологии. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2008.
  4. Ваганова А. Я. Основы классического танца. Л. – М.: Искусство, 1948.
  5. Волконский С. Ритмическая гимнастика // Листки курсов ритмической гимнастики. 1913. № 1.
  6. Гаевский В. М. Хореографические портреты. М.: Артист, режиссер, театр, 2008.
  7. Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии / общ. ред. и послесл. М. Левина. М.: Искусство, 1964.
  8. Догорова Н. А. Пластическое и этнопластическое мышление в хореографическом искусстве: становление и трансформации: дисс. … д. иск.: в 2-х т. М., 2023. Т. 1.
  9. Догорова Н. А. Ф. Лопухов: российский проект «интеллектуального производства» в балетном искусстве 20-30-х годов ХХ века // II Яушевские чтения: материалы респ. научно-практической конференции (г. Саранск, 23 апреля 2008 г.) / редкол.: Н. И. Воронина (отв. ред.) и др.; сост. О. Н. Прокаева. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008.
  10. Догорова Н. А. Хореографическое искусство: проблемы режиссуры и актерского/исполнительского мастерства: избр. лекции. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011.
  11. Жак-Далькроз Э. Ритм: ежегодник института Жак-Далькроза в Геллерау близ Дрездена. Берлин-Фриденау: Изд. А. Боровского, 1912. Т. I.
  12. Илларионов Б. А. Федор Лопухов о хореографическом симфонизме в балетах Петипа // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2017. № 6.
  13. Красовская В. М. Русский балетный театр начала ХХ в. Танцовщики. Изд-е 2-е, испр. СПб.: Лань; Планета музыки, 2009.
  14. Лопухов Ф. В. Пути балетмейстера. Берлин: Петрополис, 1925.
  15. Лопухов Ф. В. Шестьдесят лет в балете. М.: Искусство, 1966.
  16. Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы / коммент. А. В. Февральского: в 2-х ч. М.: Искусство, 1968. Ч. II. 1917-1939.
  17. Соллертинский И. И. Статьи о балете. Л.: Искусство, 1973.
  18. Станиславский К. С. Об искусстве театра: избранное / предисл. Ю. С. Калашникова, В. Н. Прокофьева. М.: Всерос. театр. об-во, 1982.
  19. Фокин М. М. Против течения. М.: Искусство, 1981.
  20. Чехов М. А. Литературное наследие: в 2-х т. / редкол.: Н. Б. Волкова, М. О. Кнебель, Н. А. Крымова; сост.: И. И. Аброскина, М. С. Иванова, Н. А. Крымова; коммент. И. И. Аброскиной и М. С. Ивановой. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Иск-во, 1995. Т. 2. Об искусстве актера.

Информация об авторах

Догорова Надежда Александровна

д. иск., доц.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 29 января 2024.
  • Опубликована: 18 марта 2024.

Ключевые слова

  • язык
  • танец
  • театральный танец
  • хореография
  • балет
  • рубежность хореографической системы
  • академизм
  • архитектоническое сценическое пространство и архитектонические телесные формы
  • семантическая и физическая реальность искусства
  • пластическое мышление
  • language
  • dance
  • theatrical dance
  • choreography
  • ballet
  • milestone of the choreographic system
  • academism
  • architectonic stage space and architectonic bodily forms
  • semantic and physical reality of art
  • plastic thinking

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)