Искусство bel canto и его проекции в вокальных партиях опер Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Царская невеста»
Аннотация
В статье исследуется причастность оперного творчества Н. А. Римского-Корсакова к феномену италомании в России во второй половине XIX века. Материалом для исследования избраны вокальные партии Снегурочки и Марфы из опер «Снегурочка» и «Царская невеста». Целью работы является выявление в этих партиях признаков оперного bel canto. Для достижения поставленной цели в работе используются труд Римского-Корсакова «Летопись моей музыкальной жизни» и научные исследования, посвящённые искусству bel canto и русско-итальянским музыкальным связям. Новизна работы заключается в том, что исследование оперных партий названных персонажей осуществляется с привлечением приёмов оперного пения bel canto – пения, получившего своё вершинное воплощение в итальянском оперном искусстве XVIII – первой половины XIX века. В результате исследования делается вывод о том, что в партии Марфы внешняя «декоративность» элементов bel canto трансформировалась в компонент психологизации образа Марфы в ситуации поворота к «итальянскому стилю».
Источники
- Барбье П. История кастратов / пер. с фр. Е. Рабинович. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006.
- Лобанкова Е. В. Национальные мифы в русской музыкальной культуре от Глинки до Скрябина: Историко-социологические очерки. СПб.: Издательство им. Н. И. Новикова; Издательский дом «Галина скрипсит», 2014.
- Любимов Дмитрий. Лючия и Марфа: безумные невесты в оперном театре XIX века // Opera musicologica. 2022. Vol. 14. №. 3. Р.
- Рахманова М. Всё забудется, время кончится… // Третьяковская галерея. 2021. № 3 (72). https://www.tg-m.ru/articles/3-2021-72/vse-zabudetsya-vremya-konchitsya
- Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М.: Согласие, 2004.
- Ручьевская Е. А. «Руслан» Глинки, «Тристан» Вагнера и «Снегурочка» Римского-Корсакова: стиль, драматургия, слово и музыка. СПб: Композитор, 2002.
- Симонова Э. Р. Искусство арии в итальянском оперном барокко (от ренессансной канцонетты к арии da capo: дисс. … к. иск. М., 1997.
- Симонова Э. Р. Историческое содержание термина bel canto // Musiqi dünyası. 2013. № 2 (55). Article № 5. http://www.musigi-dunya.az/article/55/55_4.html.
- Фролова-Уокер М. Римский-Корсаков «русская музыка» и «так называемая общая музыка» // Год за годом. Римский-Корсаков — 175: материалы международной научной конференции / научный редактор, составитель: Л. О. Адар; Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства». СПб., 2019.
- Хоффманн А. Е. Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское искусств и вокальная педагогика: дисс.. к. иск. Казань, 2008.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 1 февраля 2024.
- Опубликована: 20 марта 2024.
Ключевые слова
- культурные связи России и Италии
- колоратура
- оперное bel canto
- психологизация художественного образа
- оперное творчество Н. А. Римского-Корсакова
- вокальная партия Снегурочки
- вокальная партия Марфы
- cultural connections between Russia and Italy
- coloratura
- bel canto in opera
- psychologization of artistic image
- N. A. Rimsky-Korsakov's opera works
- vocal part of Snegurochka
- vocal part of Marfa
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»