• Научная статья
  • 20 марта 2024
  • Открытый доступ

Искусство bel canto и его проекции в вокальных партиях опер Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Царская невеста»

Аннотация

В статье исследуется причастность оперного творчества Н. А. Римского-Корсакова к феномену италомании в России во второй половине XIX века. Материалом для исследования избраны вокальные партии Снегурочки и Марфы из опер «Снегурочка» и «Царская невеста». Целью работы является выявление в этих партиях признаков оперного bel canto. Для достижения поставленной цели в работе используются труд Римского-Корсакова «Летопись моей музыкальной жизни» и научные исследования, посвящённые искусству bel canto и русско-итальянским музыкальным связям. Новизна работы заключается в том, что исследование оперных партий названных персонажей осуществляется с привлечением приёмов оперного пения bel canto – пения, получившего своё вершинное воплощение в итальянском оперном искусстве XVIII – первой половины XIX века. В результате исследования делается вывод о том, что в партии Марфы внешняя «декоративность» элементов bel canto трансформировалась в компонент психологизации образа Марфы в ситуации поворота к «итальянскому стилю».

Источники

  1. Барбье П. История кастратов / пер. с фр. Е. Рабинович. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006.
  2. Лобанкова Е. В. Национальные мифы в русской музыкальной культуре от Глинки до Скрябина: Историко-социологические очерки. СПб.: Издательство им. Н. И. Новикова; Издательский дом «Галина скрипсит», 2014.
  3. Любимов Дмитрий. Лючия и Марфа: безумные невесты в оперном театре XIX века // Opera musicologica. 2022. Vol. 14. №. 3. Р.
  4. Рахманова М. Всё забудется, время кончится… // Третьяковская галерея. 2021. № 3 (72). https://www.tg-m.ru/articles/3-2021-72/vse-zabudetsya-vremya-konchitsya
  5. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М.: Согласие, 2004.
  6. Ручьевская Е. А. «Руслан» Глинки, «Тристан» Вагнера и «Снегурочка» Римского-Корсакова: стиль, драматургия, слово и музыка. СПб: Композитор, 2002.
  7. Симонова Э. Р. Искусство арии в итальянском оперном барокко (от ренессансной канцонетты к арии da capo: дисс. … к. иск. М., 1997.
  8. Симонова Э. Р. Историческое содержание термина bel canto // Musiqi dünyası. 2013. № 2 (55). Article № 5. http://www.musigi-dunya.az/article/55/55_4.html.
  9. Фролова-Уокер М. Римский-Корсаков «русская музыка» и «так называемая общая музыка» // Год за годом. Римский-Корсаков — 175: материалы международной научной конференции / научный редактор, составитель: Л. О. Адар; Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства». СПб., 2019.
  10. Хоффманн А. Е. Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское искусств и вокальная педагогика: дисс.. к. иск. Казань, 2008.

Информация об авторах

Нилова Вера Ивановна

д. иск., проф.

Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова

Попова Наталия Александровна

Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 февраля 2024.
  • Опубликована: 20 марта 2024.

Ключевые слова

  • культурные связи России и Италии
  • колоратура
  • оперное bel canto
  • психологизация художественного образа
  • оперное творчество Н. А. Римского-Корсакова
  • вокальная партия Снегурочки
  • вокальная партия Марфы
  • cultural connections between Russia and Italy
  • coloratura
  • bel canto in opera
  • psychologization of artistic image
  • N. A. Rimsky-Korsakov's opera works
  • vocal part of Snegurochka
  • vocal part of Marfa

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)