• Научная статья
  • 2 июля 2024
  • Открытый доступ

Проблемы развития культуры и искусства в условиях информационного общества

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития культуры и искусства под влиянием эволюции информационных технологий и рыночной экономики. Цель этого исследования – определить изменение культурного бытия человека и его новые эстетические потребности в информационном обществе. Новизна данной работы состоит в обнаружении негативного влияния цифрового поворота на все культурное сознание общества: тотальная потеря смыслового содержания, коммерциализация всех главных аспектов человеческого бытия, а также ослабевание мыслительных процессов у массовой аудитории приводят к смещению приоритетов с продуцирования творческого процесса и считывания заложенных творцом смыслов на фоновое потребление контента, который не предполагает активную рефлексию над полученной ею информацией. Автором показано, что информационное общество создает для современного человека не только новые возможности, но также очень важные угрозы: перепроизводство смысла, формирование клипового мышления, тяга к абсурду и гедонизму, утрата эстетической свободы и развитие массового искусства, которое превращает многих людей в пассивных и усталых потребителей развлекательного контента. Все это и приводит к созданию такого явления, как симуляция культурного продукта, когда реально существующий культурный продукт заменяется его цифровой копией, становится лишь своей собственной симуляцией. В результате данного исследования показано, что сегодня все существующее в нашем мире можно превратить в художественный объект, в том числе различные бытовые предметы и даже эмоциональные реакции человека. Однако это привело всех нас к тому, что искусство стало фрагментированным и коммерциализированным. Поэтому нам и нужно творить абсолютно новое и радикальное искусство, которое не тиражировало бы заезженные старые идеи, а трансцендировало бы универсум, выводя субъекта в новые эстетические миры.

Источники

  1. Бауман З., Донских Л. Текучее зло: жизнь в мире, где нет альтернатив. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2019.
  2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996.
  3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. Тула: Тульский полиграфист, 2013.
  4. Бодрийяр Ж. Фантомы современности // Матрица Апокалипсиса. Последний закат Европы / ред. О. В. Селин. М.: Алгоритм, 2015.
  5. Гиренок Ф. И. Клиповое сознание: клипы в науке, клипы в философии, клипы в политике, клипы в искусстве, клипы в образовании, неклиповое. М.: Проспект, 2016.
  6. Камю А. Сочинения: в 5-ти т. Харьков: Фолио, 1997. Т. 2.
  7. Кравец А. С. Бытие смысла // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Философия». 2016. № 3.
  8. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. М.: Владимир Даль, 2001.
  9. Ресслер Н. Е. Самоорганизация частных художественных пространств как проявление феномена просьюмеризма // Вестник студенческой научной сессии факультета философии и психологии. 2021. Вып. 15.
  10. Сальникова Е. В. Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века. М.: Прогресс – Традиция, 2012.
  11. Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург: У-Фактория, 2009.
  12. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004.
  13. Хан Бен-Чхоль. Общество усталости. М.: АСТ, 2024.
  14. Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. СПб.: Медиум; Ювента, 1997.
  15. Цуркан А. А. Феномен гламура: природа и сущность // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Философия». 2015. № 4.

Информация об авторах

Шаповалов Игорь Сергеевич

Воронежский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 мая 2024.
  • Опубликована: 2 июля 2024.

Ключевые слова

  • культурное бытие человека
  • эстетические потребности в информационном обществе
  • культурное сознание общества
  • фоновое потребление контента
  • симуляция культурного продукта
  • human cultural existence
  • aesthetic needs in the information society
  • cultural consciousness of society
  • background consumption of content
  • simulation of a cultural product

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)