Сравнительный анализ сотериологических концепций блаженного Августина и Иоанна Кассиана Римлянина
Аннотация
Цель исследования заключается в том, чтобы показать точки соприкосновения, а также существенные расхождения между сотериологическими системами марсельского аббата Иоанна Кассиана Римлянина и Гиппонского епископа блаженного Августина, указав на источник происхождения кассиановых доктрин. В статье представлено учение о спасении выдающегося аскетического автора V столетия Иоанна Кассиана Римлянина, которое по ряду пунктов вступает в прямое противоречие с поздними сотериологическими построениями знаменитого христианского мыслителя западной церкви – Аврелия Августина. На примере богословских постулатов Кассиана раскрывается критика наиболее спорных идей Августина, которые отразились в его концепциях о полном бессилии человеческой воли, а также в доктрине об избирательном спасении. Научная новизна: автор наглядно показывает особенности богословской системы Иоанна Кассиана, указывая на то, что она сформировалась под влиянием восточной монашеской традиции и является творческим продолжением именно этой системы мысли. Как известно, в трактатах западных мыслителей учение Кассиана о спасении долгое время ошибочно называлось полупелагианством, т. е. своеобразным продолжением пелагианской ереси. В результате исследования автор приходит к выводу, что та критика, с которой выступил Кассиан против богословия Августина, не была следствием пелагианских или полупелагианских взглядов марсельского аббата. Полемизируя с Августином, Кассиан не становится на сторону его оппонента – Пелагия. Кассианова сотериология уходит своим истоком в аскетический опыт монашеской жизни восточно-христианской традиции, которая, как известно, сформировалась вне контекста западного спора о свободе воли и предопределении. Кассиан черпает вдохновение для своих будущих богословских построений в монастырях Палестины и Египта, в которых он долгое время проживал до того, как отправился в Массилию (Марсель). Поэтому устоявшийся за предыдущие столетия в западной богословской науке исследовательский подход к доктринам Кассиана, согласно которому сотериология марсельского аббата непременно должна рассматриваться через призму пелагианского спора, автор считает некорректным.
Источники
- Августин Аврелий, еп. Иппонийский. О восьмидесяти трех различных вопросах // Блаженный Августин. Трактаты о различных вопросах: богословие, экзегетика, этика: сборник. М.: Империум Пресс, 2005.
- Августин Аврелий, еп. Иппонийский. О предопределении святых // Антипелагианские сочинения позднего периода / пер. с лат., примеч. Д. В. Смирнова. М.: АС-ТРАСТ, 2008.
- Августин Блаженный. Об упреке и благодати // Антипелагианские сочинения позднего периода / пер. с лат., примеч. Д. В. Смирнова. М.: АС-ТРАСТ, 2008a.
- Августин Блаженный. Письмо 194-е. К римскому пресвитеру Сиксту // Антипелагианские сочинения позднего периода / пер. с лат., примеч. Д. В. Смирнова. М.: АС-ТРАСТ, 2008b.
- Антонян А. Р. Антропологические концепции Пелагия и Иоанна Кассиана Римлянина // Вопросы теологии. 2022a. Т. 4. № 3.
- Антонян А. Р. Учение о предопределении в истории западнохристианской мысли. Ростов н/Д: Южный федеральный университет, 2022b.
- Евагрий Понтийский. Аскетические и богословские трактаты / пер. с др.-греч., вступ. статья и комент. А. И. Сидорова. М.: Мартис, 1994.
- Жильсон Э. Дух средневековой философии / пер. с франц. Г. В. Вдовиной. М.: Институт философии и теологии св. Фомы, 2011.
- Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста Архиепископа Константинопольского: в 12 т. СПб.: Санкт-Петербургская духовная академия, 1903. Т. 9.
- Иоанн Кассиан Римлянин. Писания / пер. с латин.; авт. предисл. епископ Петр. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра: РФМ, 1993.
- Молленд У. Г. Спасение – дар Бога или заслуга человека? Одесса: Христианское просвещение, 2008.
- Певницкий В. Св. Гонорат и Иларий Арелатские // Арелатские проповедники V-VI вв.: сб. исслед. и пер. / ред. А. Р. Фокин. М.: Центр библейск.-патрол. исслед.; Империум Пресс, 2004.
- Пелагий. Послание к Деметриаде // Эразм Роттердамский. Философские произведения / пер. с лат. и коммент. Ю. М. Каган; отв. ред. В. В. Соколов. М.: Наука, 1986.
- Проспер Аквитанский. Письмо Августину (Среди писем Августина 225-е) // Блаженный Августин. Антипелагианские сочинения позднего периода / пер. с лат., примеч. Д. В. Смирнова. М.: АС-ТРАСТ, 2008.
- Уивер Р. Х. Божественная благодать и человеческое действие: исследование полупелагианских споров / пер. А. В. Кырлежев; ред. А. Р. Фокин. М.: Империум Пресс, 2006.
- Ферберн Д. Учение о Христе и благодати в ранней Церкви / пер. В. Литвиненко. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2008.
- Холдейн Д. А. Ограниченное искупление: изложение реформатской доктрины. Одесса: Христианское просвещение, 2008.
- Casiday A. M. C. Tradition and Theology in St. John Cassian. Oxford – N. Y.: Oxford University Press, 2007.
- Chadwick O. John Cassian. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 1968.
- Stewart C. Cassian the Monk. N. Y.: Oxford University Press Inc., 1998.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 12 июня 2024.
- Опубликована: 21 августа 2024.
Ключевые слова
- свобода воли
- христианское спасение
- христианская антропология
- сотериология
- латинское богословие
- божественное предопределение
- пелагианство
- free will
- Christian salvation
- Christian anthropology
- soteriology
- Latin theology
- divine predestination
- Pelagianism
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»