• Научная статья
  • 21 августа 2024
  • Открытый доступ

Развитие автомобильной корпорации «Тоёта» в первой четверти XXI века: глобальный аспект деятельности

Аннотация

Целью данной статьи является выявление особенностей развития автомобильной корпорации «Тоёта» (яп. トヨタ自動車株式会社) в первой четверти XXI века. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной науке с привлечением внутрикорпоративных документов рассматриваются основные факторы и события, оказавшие влияние на трансформацию зарубежной стратегии компании «Тоёта», которая в этот период приобрела характер глобальной. В статье исследуются базовые направления и характеристики деятельности компании в отдельных странах и регионах мира, в частности, особое внимание уделяется инновационной стратегии (IMV), которая продолжает расширяться и успешно функционировать в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке и Африке. Кроме того, рассматривается такой важный аспект зарубежной политики «Тоёта», как интеграция в социально-экономическую жизнь принимающих стран на разных уровнях – от национального до локального. В результате выявлено, что в течение последних тридцати лет на фоне сохраняющихся негативных тенденций в экономике Японии зарубежное направление стало играть более значимую стабилизирующую роль в развитии компании; произошли качественные изменения в его содержании. Революционные изменения в мировом автомобилестроении привели к появлению нового формата деятельности «Тоёта» – ее трансформации в компанию мобильности (mobility company).

Источники

  1. Белов А. В. Япония: экономика и бизнес. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2017.
  2. Лебедева И. П. Автомобильная промышленность Японии: национальные особенности // Ежегодник Япония. 2011. № 40.
  3. Леонтьева Е. Л. Японские корпорации и корпоративные группы: эволюция институтов / Учреждение Российской акад. наук Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. М.: ИМЭМО, 2009.
  4. Наумова И. Ю. Япония: структурные особенности национальной экономики. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2018.
  5. Сухорукова Д. Н. Стратегия выживания в условиях мирового экономического кризиса 2008 г. «Toyota Мотор Корпорейшн» // Ежегодник Япония. 2009. № 38.
  6. Тимонина И. Л. «Ниссан» в условиях глобализации: от выживания к успеху // Ежегодник Япония. 2006. № 35.
  7. Makino Sh., Uchida Ya., Hasahara T. Transformation of Japanese Multinational Enterprises and Business. Tokyo: ‎Springer, 2024.
  8. 洞口治夫. グローバリズムと日本企業組織としての多国籍企業. 東京: 東京大学出版会, 2002 (Хорагути Х. Глобализм и японские предприятия в форме ТНК. Токио: Токё дайгаку сюппанкай, 2002).
  9. 塩見治人, 梅原浩次郎. トヨタショックと愛知経済―トヨタ伝説と現実. 東京: 文眞堂, 2011 (Сиоми Х., Умэхара К. Шок «Тоёта» и экономика Аити. Токио: Бунсиндо, 2011).

Информация об авторах

Мостовая Анна Сергеевна

Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук, г. Владивосток

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 февраля 2024.
  • Опубликована: 21 августа 2024.

Ключевые слова

  • автомобильная промышленность в первой четверти XXI века
  • корпорация “Toyota”
  • автомобильные производители
  • проект IMV
  • automotive industry
  • Toyota company
  • automotive companies
  • IMV Project

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)