• Научная статья
  • 3 сентября 2024
  • Открытый доступ

Идея синтеза искусств в творчестве неофициальных художников СССР 1960-1980-х гг.

Аннотация

Цель исследования – выявить основные формы воплощения идеи синтеза искусств в художественном дискурсе неофициального искусства СССР 1960-1980-х гг. В статье отмечаются общие закономерности и характерные особенности творческого метода московских и ленинградских неофициальных художников, переосмысляющих наследие прошлого. Особое внимание уделено изучению взаимосвязи неофициального искусства с традицией авангарда как одного из ярких примеров выражения идеи синтеза искусств. Научная новизна состоит в том, что предлагается новое осмысление форм интерпретации идеи синтеза искусств в творчестве неофициальных художников с точки зрения воплощения синтеза внутри картины и создания разнообразных пространственных объектов и перформативных практик. В результате доказывается, что воплощение идеи синтеза искусств в творчестве неофициальных художников 1960-1980-х гг. продолжает линию преемственности с наследием авангарда, связанную с сохранением единства живописи, музыки и театра, что способствует развитию новых художественных систем.

Источники

  1. Азизян И. А. Диалог искусств XX века: очерки взаимодействия искусств в культуре. М.: URSS, 2008.
  2. Андреева Е. Ю. Все и Ничто: символические фигуры в искусстве второй половины ХХ века. СПб.: Изд‑во Ивана Лимбаха, 2019.
  3. Бобринская Е. А. Чужие? Неофициальное искусство: мифы, стратегии, концепции. М.: Арт‑медиа, 2013.
  4. Гройс Б. Е. Частные случаи. М.: Ад Маргинем Пресс, 2020.
  5. Ершов Г. Ю. Нонконформизм и русский авангард. Проблемы соотнесения // Мифы и теории в искусстве России 1970-2012‑х гг.: научно-художественный проект. СПб.: Арт-центр «Пушкинская-10», Музей нонконформистского искусства, 2013.
  6. Кантор-Казовская Л. Гробман = Grobman. М.: Новое литературное обозрение, 2014.
  7. Неофициальное искусство в СССР, 1950-1980‑е годы: сб. по материалам конф. 2012 г. / Российская академия художеств, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств; ред.‑сост. А. К. Флорковская. М.: БуксМАрт, 2014.
  8. Никифорова А. С. Идея синтеза искусств в европейской культуре XIX-XX веков: монография. М.: Проспект, 2023.
  9. Шехтер Т. Е. Искусство как пространство смыслов: избранные работы по теории и истории искусства. СПб.: Изд‑во СПбГУП, 2014.
  10. Я буду расписывать райские чертоги. Татьяна Николаевна Глебова, 1900-1985: выставка произведений: каталог, статьи, воспоминания / авт. вступ. ст., сост. Л. Н. Вострецова. СПб.: Музеум, 1995.
  11. Якимович А. К. На пороге двадцатого века. Беседы о проблемах искусства и культуры. М.: БуксМАрт, 2018.

Информация об авторах

Любимова Анастасия Игоревна

Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 июля 2024.
  • Опубликована: 3 сентября 2024.

Ключевые слова

  • неофициальное искусство
  • ленинградский андеграунд
  • московский концептуализм
  • авангард
  • идея синтеза искусств
  • художественные концепции
  • unofficial art
  • Leningrad underground
  • Moscow conceptualism
  • avant-garde
  • idea of the synthesis of arts
  • artistic concepts

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)