• Научная статья
  • 4 сентября 2024
  • Открытый доступ

«Пассажирка» М. Вайнберга: образец актуализации репертуара в процессе профессиональной подготовки концертмейстера

Аннотация

Предметом исследования является степень применения при подготовке профессионального концертмейстера новых произведений, изначально не предназначенных для концертного исполнения. Цель исследования заключается в обосновании необходимости обновления и использования в ходе образовательного процесса редко звучащих произведений, позволяющих расширить кругозор исполнителей и слушателей. В результате опера М. Вайнберга «Пассажирка» впервые рассматривается как образец практического применения произведения XX века, написанного сложным, новаторским, инновационным музыкальным языком и наделенного глубоким психологизмом, в ходе учебных занятий со студентами фортепианного факультета. Оркестровое мышление Вайнберга, перенесенное в фортепианное звучание в рамках клавира, позволяет применять новые способы изучения произведения и отработки собственного исполнительского мастерства. Научная новизна исследования заключается в создании необходимых переходов, купюр отдельных номеров оперы, наиболее подходящих для исполнения в рамках концерта, а также в первом комплексном рассмотрении главных героев оперы с точки зрения драматургии развития образов и их психологии. Область применения результатов, изложенных в статье на примерах из оперы Вайнберга, относится к профессиональной практике пианиста-концертмейстера, способствующей значительному росту исполнительского мастерства студентов и безусловному расширению кругозора как исполнителей другого профиля, так и слушателей.

Источники

  1. Бонфельд М. Ш. Анализ музыкальных произведений. Структуры тональной музыки: учеб. пособие: в 2 ч. М.: ВЛАДОС, 2003. Ч. 1-2.
  2. Виноградов К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность / сост. М. А. Смирнов. М.: Музыка, 1988. Вып. 1.
  3. Воскобойникова А. С. Фортепианное творчество Мечислава Вайнберга: проблемы стиля и исполнительской интерпретации: автореф. дисс. … к. иск. Саратов, 2017.
  4. Гончаренко С. С. Вопросы музыкального формообразования в творчестве композиторов ХХ века: учеб. пособие. Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 1997.
  5. Гончаренко С. С., Останина М. Н. Доклассические жанры в инструментальных циклах М. Вайнберга // Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8. № 4. https://doi.org/10.24411/2308-1031-2020-10060
  6. Горошко Н. Н. Формирование художественных критериев исполнительского мастерства пианиста в концертмейстерском классе: на примере камерно-вокального творчества рус. композиторов XIX века: автореф. дисс. … к. иск. Магнитогорск, 1999.
  7. Григорьева Г. В. Музыкальные формы XX века: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2004.
  8. Инюточкина Н. В. Феномен пианиста-концертмейстера в вокально-инструментальном ансамбле (на примере австро-немецкого вокального цикла ХIХ ст.): автореф. дисс. … к. иск. Харьков, 2010.
  9. Калинина В. Д. Базовые компоненты и профессиональная спецификация в творческой деятельности концертмейстера-пианиста: автореф. дисс. … к. иск. Саратов, 2015.
  10. Клокова А. Несостоявшаяся постановка оперы Вайнберга «Пассажирка» в 1968 году: кто виноват? // Музыкальная академия. 2020. № 2. https://doi.org/10.34690/71
  11. Концертмейстер: призвание и профессия: сборник научно-метод. статей / ред. Н. Я. Лузум, Т. Б. Сидева. Н. Новгород: Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки, 2000.
  12. Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений: учеб. пособие. Изд-е 2-е, доп. и перераб. М.: Музыка, 1979.
  13. Соколов А. Введение в музыкальную композицию XX века: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2004.
  14. Сокольвяк Н. Л. О стиле «военных» квартетов Мечислава Вайнберга // Проблемы музыкальной науки. 2023. № 3.
  15. Теория современной композиции: учеб. пособие / отв. ред. В. С. Ценова. М.: Музыка, 2005.
  16. Шишкин А. Г., Морозова О. О. Опера «Пассажирка» Моисея Вайнберга: опыт формирования культуры памяти в процессе диалога культур // Вестник культуры и искусств. 2019. № 1 (57).

Информация об авторах

Ванчугов Антон Владимирович

к. иск.

Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки

Смыслова Татьяна Николаевна

Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 августа 2024.
  • Опубликована: 4 сентября 2024.

Ключевые слова

  • концертмейстерское мастерство
  • М. Вайнберг
  • опера «Пассажирка»
  • авторское переложение
  • профессиональная подготовка концертмейстера
  • accompanist skills
  • M. Weinberg
  • opera “The Passenger”
  • author’s arrangement
  • accompanist training

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)