«Пассажирка» М. Вайнберга: образец актуализации репертуара в процессе профессиональной подготовки концертмейстера
Аннотация
Предметом исследования является степень применения при подготовке профессионального концертмейстера новых произведений, изначально не предназначенных для концертного исполнения. Цель исследования заключается в обосновании необходимости обновления и использования в ходе образовательного процесса редко звучащих произведений, позволяющих расширить кругозор исполнителей и слушателей. В результате опера М. Вайнберга «Пассажирка» впервые рассматривается как образец практического применения произведения XX века, написанного сложным, новаторским, инновационным музыкальным языком и наделенного глубоким психологизмом, в ходе учебных занятий со студентами фортепианного факультета. Оркестровое мышление Вайнберга, перенесенное в фортепианное звучание в рамках клавира, позволяет применять новые способы изучения произведения и отработки собственного исполнительского мастерства. Научная новизна исследования заключается в создании необходимых переходов, купюр отдельных номеров оперы, наиболее подходящих для исполнения в рамках концерта, а также в первом комплексном рассмотрении главных героев оперы с точки зрения драматургии развития образов и их психологии. Область применения результатов, изложенных в статье на примерах из оперы Вайнберга, относится к профессиональной практике пианиста-концертмейстера, способствующей значительному росту исполнительского мастерства студентов и безусловному расширению кругозора как исполнителей другого профиля, так и слушателей.
Источники
- Бонфельд М. Ш. Анализ музыкальных произведений. Структуры тональной музыки: учеб. пособие: в 2 ч. М.: ВЛАДОС, 2003. Ч. 1-2.
- Виноградов К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность / сост. М. А. Смирнов. М.: Музыка, 1988. Вып. 1.
- Воскобойникова А. С. Фортепианное творчество Мечислава Вайнберга: проблемы стиля и исполнительской интерпретации: автореф. дисс. … к. иск. Саратов, 2017.
- Гончаренко С. С. Вопросы музыкального формообразования в творчестве композиторов ХХ века: учеб. пособие. Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 1997.
- Гончаренко С. С., Останина М. Н. Доклассические жанры в инструментальных циклах М. Вайнберга // Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8. № 4. https://doi.org/10.24411/2308-1031-2020-10060
- Горошко Н. Н. Формирование художественных критериев исполнительского мастерства пианиста в концертмейстерском классе: на примере камерно-вокального творчества рус. композиторов XIX века: автореф. дисс. … к. иск. Магнитогорск, 1999.
- Григорьева Г. В. Музыкальные формы XX века: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2004.
- Инюточкина Н. В. Феномен пианиста-концертмейстера в вокально-инструментальном ансамбле (на примере австро-немецкого вокального цикла ХIХ ст.): автореф. дисс. … к. иск. Харьков, 2010.
- Калинина В. Д. Базовые компоненты и профессиональная спецификация в творческой деятельности концертмейстера-пианиста: автореф. дисс. … к. иск. Саратов, 2015.
- Клокова А. Несостоявшаяся постановка оперы Вайнберга «Пассажирка» в 1968 году: кто виноват? // Музыкальная академия. 2020. № 2. https://doi.org/10.34690/71
- Концертмейстер: призвание и профессия: сборник научно-метод. статей / ред. Н. Я. Лузум, Т. Б. Сидева. Н. Новгород: Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки, 2000.
- Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений: учеб. пособие. Изд-е 2-е, доп. и перераб. М.: Музыка, 1979.
- Соколов А. Введение в музыкальную композицию XX века: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2004.
- Сокольвяк Н. Л. О стиле «военных» квартетов Мечислава Вайнберга // Проблемы музыкальной науки. 2023. № 3.
- Теория современной композиции: учеб. пособие / отв. ред. В. С. Ценова. М.: Музыка, 2005.
- Шишкин А. Г., Морозова О. О. Опера «Пассажирка» Моисея Вайнберга: опыт формирования культуры памяти в процессе диалога культур // Вестник культуры и искусств. 2019. № 1 (57).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 1 августа 2024.
- Опубликована: 4 сентября 2024.
Ключевые слова
- концертмейстерское мастерство
- М. Вайнберг
- опера «Пассажирка»
- авторское переложение
- профессиональная подготовка концертмейстера
- accompanist skills
- M. Weinberg
- opera “The Passenger”
- author’s arrangement
- accompanist training
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»