• Научная статья
  • 12 сентября 2024
  • Открытый доступ

Влияние цифровых технологий на бытие и становление новых форм коммуникации (селфи)

Аннотация

Цель исследования – определить влияние цифровых технологий на становление новых форм коммуникации (в том числе селфи), отвечающей потребностям современного обывателя. В статье проводится теоретическая рефлексия особенностей развития информационно-коммуникационных технологий и их влияния на удовлетворение коммуникационных потребностей общества. Выделены негативные последствия экранного и виртуального видов коммуникации, отмечено, что цифровые технологии способствуют развитию особой формы коммуникации, направленной на представление себя другим посредством размещения своих фотографий в Сети. Научная новизна работы заключается в выявлении онтологически-социального значения влияния цифровых технологий на коммуникативную составляющую современного общества с позиции гаджетоопределяющего компонента – когда электронное устройство выступает в роли посредника, диктующего новые правила поведения и способы коммуникационного взаимодействия. В представленной статье рассмотрены формы межличностного общения и коммуникационных стратегий поведения, вызванных развитием digital-технологий, определены негативные последствия экранной и визуальной коммуникации, предложены идеи для их преодоления. В результате исследования авторы пришли к выводу, что селфи – как особый способ самопрезентации и представления информации о себе другим – является важным элементом коммуникации современного индивида. Этот вид коммуникации детерминирован развитием цифровых технологий и доступен каждому, поскольку не ограничен национально-культурным и языковым барьерами. Селфи – это визуализированный текст, не требующий особой эрудиции для его понимания, что обусловливает как положительные, так и негативные стороны этого феномена. Авторы полагают, что в будущем селфи не утратит своей актуальности, поэтому рассмотрение его с позиции неотъемлемой и неизбежной коммуникативной составляющей современного бытия откроет новые горизонты в исследовании человека и общества, а также поможет минимизировать негативные последствия применения этого вида передачи информации.

Источники

  1. Асеева И. А. Антропологические дилеммы цифровой реальности: сущность и перспективы разрешения // Информационное общество. 2023. № 2.
  2. Баева Л. В. Виртуальная коммуникация: классификация и специфика // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2014. Т. 14. № 4.
  3. Бен-Чхоль Хан. Общество усталости. Негативный опыт в эпоху чрезмерного позитива / пер. с нем. А. С. Салина. М.: АСТ, 2023.
  4. Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. СПб.: Симпозиум, 2004.
  5. Бозаджиев В. Л. Гаджет-аддикции, их виды и психологические характеристики // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2021. № 2-3.
  6. Гринфилд А. Радикальные технологии: устройство повседневной жизни / пер. с англ. И. Кушнаревой. М.: Дело, 2019.
  7. Демидов Д. Л., Беловол Е. В., Цветкова Н. А., Цветков А. В. Двойственная природа социально-психологического феномена селфи: контент и анализ анкетирования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 8.
  8. Иванов Д. В. Виртуализация общества. Версия 2.0.: монография. СПб.: Петербургское востоковедение, 2002.
  9. Иоселиани А. Д. «Искусственный интеллект» VS человеческий разум // Манускрипт. 2019. Т. 12. Вып. 4. https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.4.21
  10. Иоселиани А. Д. Социальные и психологические особенности интернет-коммуникации // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 1. https://doi.org/10.24411/2658-638X-2020-10006
  11. Каковкина С. В. Отношение современного подросткового поколения к литературе и чтению (на основе опроса в ГБОУ «Школа Новокосино») // Старт в науке. 2021. № 6.
  12. Конева А. В., Лисенкова А. А. «День без селфи прожит зря», или Цифровые визуальные стратегии самоидентификации // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2018. № 32.
  13. Курочкина В. Е. Педагогическая профилактика селфи-аддикции подростков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 «Педагогика и психология». 2022. № 4 (308). https://doi.org/10.53598/2410-3004-2022-4-308-40-47
  14. Кутырев В. А. Бытие или ничто. СПб.: Алетейя, 2010.
  15. Миронов В. В. Платон и современная пещера big-data // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2019. Т. 35. Вып. 1.
  16. Нейсбит Д. Старт! Или настраиваем ум!: перестрой мышление и загляни в будущее / пер. с англ. А. Георгиева. М.: АСТ, 2009.
  17. Никовская Л. И. Блогинг как стремительно растущий институт публичной политики в контексте формирующегося сетевого общества // Социально-политические исследования. 2022. № 4 (17).
  18. Русанов С. Н., Авхименко М. М. Селфимания – новая социальная эпидемия // Медицинская сестра. 2016. № 5.
  19. Саломадин И. А., Петриева Л. И. Анкетирование читательских интересов средних и старших школьников в Ульяновской области как эффективный инструмент для формирования мотивации к чтению // Педагогика и просвещение. 2022. № 4. https://doi.org/10.7256/2454-0676.2022.4.37411
  20. Симбирцева Н. А. Экранизация как визуализированный текст: к постановке проблемы // Известия Уральского федерального университета. Серия 1 «Проблемы образования, науки и культуры». 2013. Т. 116. № 3.
  21. Скидан О. П. Антропологические аспекты цифровой трансформации социума: постановка проблемы // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2021. Т. 21. № 5.
  22. Тихомирова Е. Г. Маскарадность selfie как воплощение мотива презентации Я (феномен, его сущность и виды) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62).
  23. Флоренский П. А. Детям моим. Воспоминания прошлых лет. СПб.: OMIKO, 2000.
  24. Чичерина Н. В. Блоггинг как инструмент развития медиаграмотности // Terra Linguistica. 2022. Т. 13. № 4.
  25. Чумаков А. Н. Метафизика глобализации: культурно-цивилизационный контекст. М.: Канон+, 2006.
  26. Шишкина Е. В., Чумаков В. И. Феномен селфи-аддикции в молодежной среде // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021. № 3.
  27. Штайн О. А. Маска как форма идентичности: введение в философию образа. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2012.

Информация об авторах

Фролова Светлана Михайловна

д. филос. н.

Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина

Николашкина Виолетта Евгеньевна

к. пед. н.

Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 22 июля 2024.
  • Опубликована: 12 сентября 2024.

Ключевые слова

  • селфи
  • самопрезентация
  • экранно-виртуальная коммуникация
  • селфи-зависимость
  • коммуникационные стратегии поведения
  • selfies
  • self-presentation
  • screen-based and visual communication
  • selfie addiction
  • communicative behavior strategies

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)