• Научная статья
  • 13 сентября 2024
  • Открытый доступ

Алтайский орнамент как элемент образной структуры в книжной графике В. А. Раменского

Аннотация

В статье рассматривается графическое наследие алтайского художника книги В. А. Раменского с позиции использования им традиционного алтайского орнамента как элемента образной структуры художественного произведения. Проблематика данной статьи лежит в поле трансформации традиционного орнамента в пространстве авторской художественной интерпретации. Цель исследования состоит в выявлении особенностей использования орнаментальной традиции художником В. А. Раменским. Научная новизна исследования заключается в выявлении и формулировании основных принципов интерпретации алтайского орнамента в образной структуре произведений В. А. Раменского. В результате исследования в статье даются основные принципы использования художником В. А. Раменским традиционного алтайского орнамента при оформлении и иллюстрировании книг: 1) воспроизведение этнографических орнаментальных мотивов тюркских народов Алтая; 2) использование орнамента в качестве элемента дизайна (оформления) книги; 3) создание художественного образа посредством орнаментальной стилизации; 4) внедрение в композиционную структуру произведений базовых принципов построения орнамента (ритм, симметрия).

Источники

  1. Алтайский орнамент: альбом / сост. и автор вступ. ст. В. И. Эдоков. Горно-Алтайск, 1971.
  2. Владимир Раменский. Книжная графика / Алт. орг. Союза художников РСФСР; авт. текста Л. Шамина. Барнаул, 1978.
  3. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент: структура и смысл орнаментального образа. М., 2013.
  4. Гомбоева М. И. Сибирский звериный стиль как концептуальная основа конвертации традиционного художественного наследия в культурные индустрии // Гуманитарный вектор. 2022. № 2.
  5. Гомбоева М. И., Федорова М. В., Комарова Н. П. Традиционные ремёсла Восточной Сибири и современная художественная культура как источник развития креативных индустрий (на основе сравнительного анализа экспонатов Российского этнографического музея и авторских кукол семьи Намдакова) // Гуманитарный вектор. 2018. № 6.
  6. Грищенко А. П. Особенности трансформации знаков этнографического мотива в художественной культуре Енисейской Сибири // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2023. № 63.
  7. Грищенко А. П. Трансформация этнографических мотивов в искусстве Сибири на примере знака «ОЛЕНЬ» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2021. № 2.
  8. Грищенко А. П. Этнографический мотив в декоративно-прикладном искусстве Красноярска: история и современность // Философия и культура. 2022. № 4.
  9. Иванов Н. А. Герменевтика орнамента: к методологии интерпретации орнаментальных композиций // Международный журнал исследований культуры. 2015. № 3 (20).
  10. Ломанова Т. М. Отражение сибирской идентичности в искусстве конца ХХ – начала XXI века // Культура и искусство. 2020. № 4.
  11. Мамедова Ф. О ведущем принципе формообразования в орнаменте тюркоязычных народов // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2020. No. 46-2.
  12. Масалова Е. В. Трактовка орнамента в традиционном и современном искусстве // Наука и современность. 2010. № 2-1.
  13. Нехвядович Л. И. Теоретические ориентиры для изучения этничности как источника художественного своеобразия искусства // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 5 (54).
  14. Нечаева А. С. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве тюркских народов Горного Алтая: автореф. дисс. … к. иск. Барнаул, 2022.
  15. Нечаева А. С. Художественные особенности орнамента в искусстве традиционного ковроделия народов горного Алтая // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 57.
  16. Палагута И. В. Орнамент как особый вид искусства // Художественная культура. 2020. № 1.
  17. Раменская Ю. В. Этнические мотивы традиционной алтайской культуры в книжной графике В. А. Раменского // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2018. № 3 (17).
  18. Розвадовский А. Разве доисторическое искусство только о прошлом? Новая жизнь наскальных изображений в современном искусстве (От Сибири до Канады) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2021. № 2 (72).
  19. Сидорова О. В. Классики алтайской графики в собрании Государственного художественного музея Алтайского края (Барнаул, Россия) // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2021. № 3 (29).
  20. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.
  21. Художник книги Раменский Владимир Александрович: научно-популярная литература / авт. текста Е. В. Попова. Барнаул: Изд. дом «Барнаул», 2010.

Финансирование

Статья подготовлена в рамках государственного задания Алтайского государственного университета, проект № 850000Ф.99.1.БН66АА04000 «Тюрко-монгольский мир “Большого Алтая”: единство и многообразие в истории и современности».

Информация об авторах

Крылова Виктория Игоревна

Алтайский государственный университет, г. Барнаул

Нехвядович Лариса Ивановна

д. иск., доц.

Алтайский государственный университет, г. Барнаул

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 августа 2024.
  • Опубликована: 13 сентября 2024.

Ключевые слова

  • книжная графика
  • иллюстрация
  • графический дизайн
  • интерпретация алтайского орнамента
  • орнаментальная традиция
  • орнаментальная стилизация
  • принципы интерпретации
  • book graphics
  • illustration
  • graphic design
  • interpretation of the Altai ornament
  • ornamental tradition
  • ornamental stylization
  • principles of interpretation

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)