• Научная статья
  • 9 октября 2024
  • Открытый доступ

Легенда о Стратонике: мифологический аспект

Аннотация

Цель исследования – проанализировать известный эпизод о замужестве Стратоники, сначала жены Селевка I, а затем его сына Антиоха, в контексте политики консолидации общества, проводимой Селевком Никатором, и выяснить причины, повлиявшие на закрепившуюся в источниках традицию описания этого инцидента. Научная новизна исследования состоит в том, что данная история рассматривается как искусственно созданный миф, вобравший в себя представления об «умирающем и воскресающем боге». В результате исследования установлено, что в источниках описание предыстории второго брака Стратоники имеет сходство с популярными мифологическими сюжетами и ритуальными обрядами, что говорит об искусственном происхождении данной легенды. Решение Селевка о передаче своей жены сыну нуждалось в грамотном обосновании, и объяснение этого шага органично влилось в формирование мифа о самом правителе и членах его семьи.

Источники

  1. Белов С. И. Соотношение концептов «политический миф» и «исторический миф» // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2018. № 3.
  2. Буркерт В. Греческая религия: архаика и классика / пер. с нем. М. Витковской, В. Витковского. СПб.: Алетейя, 2004.
  3. Випулис И. В. Царский ритуал древней Месопотамии как инициация // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 6 (80).
  4. Грейвс Р. Мифы древней Греции / пер. с англ. К. П. Лукьяненко. М.: Прогресс, 1992.
  5. Доддс Э. Р. Греки и иррациональное / пер. с англ. С. В. Пахомова. СПб.: Алетейя, 2000.
  6. Емельянов В. В. Шумерский календарный ритуал (категория МЕ и весенние праздники). СПб.: Петербургское востоковедение, 2009.
  7. Женин И. А. Исторические мифы и коллективная память в пространстве исследовательских практик // Шаги/Steps. 2021. Т. 7. № 1.
  8. Журавлева Н. В. Царский культ в государстве Селевкидов: от Селевка I до Антиоха III: дисс. … к. ист. н. М., 2009.
  9. Зелинский Ф. Ф. Эллинская религия. Мн.: Экономпресс, 2003.
  10. Копейкин М. А. Роль брачной дипломатии во внешней политике Селевка I и Антиоха I (308‑260 гг.) // StudArctic Forum. 2021. № 2 (22).
  11. Крамер С. Н. Мифология Шумера и Аккада / пер. В. А. Якобсона. М., 1977.
  12. Лобанков И. Д. От мифа архаичного до мифа современного // Человек. История. Культура. Исторический и философский альманах / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина. Саратов, 2014.
  13. Маковская Д. В. Исторический миф и этнический конфликт: теория, методология, технология конструирования // Научная мысль Кавказа. 2014. № 1 (77).
  14. Матвеева В. В. Актуальность исторического мифа, в концепции его в современной истории // Инновационная наука. 2019. № 6.
  15. Обидина Ю. С. Древнегреческие мифы как исторический источник // Вестник Марийского государственного университета. 2016. Т. 2. № 4 (8).
  16. Сивкина Н. Ю., Гусева А. С. Правление Селевка I: становление исторического мифа // Чувства добрые я лирой пробуждал… / под ред. Г. А. Дмитриевской, В. М. Строгецкого. Н. Новгород: Гладкова О. В., 2024.
  17. Сивкина Н. Ю., Можеровцева А. Д. Культ Сараписа в эллинистическом Египте как продолжение политики «слияния народов» // Genesis: исторические исследования. 2023a. № 1.
  18. Сивкина Н. Ю., Можеровцева А. Д. Локоны Береники: исторический контекст политического мифа // Регионы мира: проблемы истории, культуры и политики / сост. и гл. ред. А. А. Корнилов; отв. ред. А. А. Сорокин. Н. Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2023b. Вып. 7.
  19. Смирнов С. В. Анабасис Антиоха I // Scripta antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. 2013a. Т. 3.
  20. Смирнов С. В. Государство Селевка I: политика, экономика, общество. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2013b.
  21. Смирнова А. А., Леонов И. В., Кириллов И. В. Исторический миф: особенности генезиса, пути «овеществления» и способы реализации. Статья 1 // Человек. Культура. Образование. 2022. № 1.
  22. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии / пер. с англ. М. К. Рыклина. М.: Политиздат, 1980.
  23. Циркин Ю. Б. Мифы Финикии и Угарита. М.: АСТ; Астрель, 2003.
  24. Шкурина Т. Г. Инициация как социальная практика // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 4 (85).
  25. Kuhrt A., Sherwin‑White S. Aspects of Seleucid Royal Ideology: The Cylinder of Antiochus I from Borsippa // The Journal of Hellenic Studies. 1991. Vol. 111.

Информация об авторах

Гусева Анастасия Сергеевна

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского; НОЦ «Славяно-греко-латинский кабинет» Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова

Сивкина Наталья Юрьевна

д. ист. н., доц.

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского; НОЦ «Славяно-греко-латинский кабинет» Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 сентября 2024.
  • Опубликована: 9 октября 2024.

Ключевые слова

  • Селевкиды
  • эпоха эллинизма
  • исторический миф
  • Антиох I
  • Стратоника
  • Seleucids
  • Hellenistic era
  • historical myth
  • Antiochus I
  • Stratonice

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)