• Научная статья
  • 11 октября 2024
  • Открытый доступ

«Тембровая матрица» как технология исследования тембровой драматургии музыкального произведения

Аннотация

Цель работы – привлечь внимание профессиональных музыкантов, композиторов, музыковедов к малоизученной теме. Актуальным становится подход к технологии исследования («тембровая матрица»), отображающий способы развития и средства воплощения тембровой драматургии. В статье предоставляется возможность увидеть, как различные тембры взаимодействуют друг с другом, развиваются во времени и формируют эмоциональное пространство произведения в процессе развертывания тембровой драматургии. Научная новизна заключается в том, что впервые дается дефиниция понятия «тембровая матрица», включающая в себя способы развития и средства воплощения тембровой драматургии, которые значительно повышают качество работы при анализе произведений. В результате исследования «тембровая матрица» как технология представляет «схему», отображающую драматургию взаимодействия тембров музыкального произведения, которая позволяет исполнителям не только организовывать тембровую драматургию и управлять ею, но и улучшить качество исполнения в художественном процессе. Тембровая драматургия дает композитору возможность выразить свои мысли и чувства более глубоко и всесторонне, чем любые другие музыкальные средства. Она открывает новые горизонты для творчества и позволяет создать уникальные и запоминающиеся произведения.

Источники

  1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971.
  2. Бычков В. В. К вопросу об эволюции тембровой драматургии народно-оркестровой музыки // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 1 (29).
  3. Дмитриев Г. П. О драматургической выразительности оркестрового письма. М.: Советский композитор, 1981.
  4. Манафова М. М. Темброколористические свойства оркестровой ткани в музыке второй половины ХХ века (на примере творчества Э. Денисова): автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2011.
  5. Писаренко В. И. Технологический подход в современной педагогике // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2012. № 7 (132).
  6. Селицкий А. Я. Музыкальная драматургия. Теоретические проблемы. Изд-е 2-е, стер. СПб.: Лань; Планета музыки, 2019.
  7. Тертерян Р. А. Анализ тембровой драматургии симфонических произведений (на примере произведений армянских композиторов 60-70-х годов) // Вестник общественных наук. 1985. № 3.
  8. Холопов Ю. Н. Гармония: теоретический курс. М.: Музыка, 1988.
  9. Цытович В. И. О специфике тембрового мышления Белы Бартока: дисс. … к. иск. Л., 1973.
  10. Чернова Т. Ю. Драматургия в инструментальной музыке. М.: Музыка, 1984.

Информация об авторах

Лебедева Мария Александровна

Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова; Государственный русский народный оркестр «Малахит», г. Челябинск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 сентября 2024.
  • Опубликована: 11 октября 2024.

Ключевые слова

  • тембровая матрица
  • тембровая драматургия
  • М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»
  • timbre matrix
  • timbre dramaturgy
  • M. P. Mussorgsky’s “Pictures at an Exhibition”

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)