• Научная статья
  • 3 декабря 2024
  • Открытый доступ

Формирование новых художественных приемов в оформлении спектаклей русской антрепризы на рубеже XIX-XX веков на примере театральных эскизов А. Бенуа, Л. Бакста, Н. Рериха и К. Коровина из фондов Государственного Русского музея

Аннотация

Цель исследования – выявление авторских художественных особенностей и процессов формирования новых визуальных концепций в оформлении спектаклей русской антрепризы на рубеже XIX-XX веков в сценографических работах А. Бенуа, Л. Бакста, Н. Рериха и К. Коровина, основываясь на анализе редких эскизов из фонда Государственного Русского музея. В статье рассмотрены ключевые эстетические и художественные тенденции, которые стали определяющими в оформлении театральных декораций в этот период, а также произведен анализ влияния социальных, культурных и исторических факторов на развитие сценического дизайна. Кроме того, рассмотрены такие вопросы, как взаимодействие различных художественных школ, влияние европейских течений на русскую театральную сценографию и развитие стилевых направлений в оформлении спектаклей. Исследование построено на изучении эскизов, которые ранее не демонстрировались широкой публике и не были включены в научные публикации, что характеризует их как уникальный художественный материал. Научная новизна исследования заключается в систематизации и анализе эскизов, находящихся в закрытом фонде, для выявления новаторских визуальных решений в контексте социокультурных изменений и общественных настроений указанного периода. Результат исследования предполагает выявление индивидуальных художественных черт в театральном творчестве каждого из заявленных мастеров, что позволит рассуждать о русском театре как о сложной многогранной системе, в которой визуальные концепции являются неотъемлемой частью индивидуального художественного решения.

Источники

  1. Бенуа А. Н. Возникновение «Мира искусства» / автор послесл. Г. Ю. Стернин. М.: Искусство, 1994.
  2. Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. М.: Советский художник, 1990.
  3. Борисовская Н. А. Лев Бакст. М.: Искусство, 1979.
  4. Голынец С. В. Сергей Дягилев и художественная культура XIX-XX веков: заметки с выставки // Музей 10: искусство русского модерна: сборник статей. М., 1989.
  5. Гусарова А. Мир искусства. Л.: Художник РСФСР, 1972.
  6. Дмитриева Н. А. Символизм и модерн // Краткая история искусств: в 3 т. М.: Искусство, 1996. Т. 3.
  7. Дягилев С. А. Н. Бенуа и его адресаты. Переписка с С. П. Дягилевым (1893-1928). СПб.: Сад искусств, 2003.
  8. Ершова Е. Б., Веселов А. А. Художественная культура России на рубеже XIX-XX веков: от реализма к модернизму // Приволжский научный Вестник. Исторические науки и археология. 2014. № 5 (33).
  9. Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре XVIII – первой половины XX века. М.: Большая Советская энциклопедия, 1995.
  10. Коровин М. А. Моя жизнь. М.: Директ-Медиа, 2019.
  11. Сарабьянов Д. В. Новейшие течения в русской живописи предреволюционного десятилетия (Россия и Запад) // Советское искусствознание’80. 1981. Вып. 1.
  12. Сидоров В. М. На вершинах: творческая биография Н. Рериха, рассказанная им самим и его современниками. М.: Советская Россия, 1977.
  13. Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX – начала XX века. Исследования. Очерки. М.: Советский художник, 1984.
  14. Эткинд М. А. Бенуа и русская художественная культура. Л.: Художник РСФСР, 1989.

Информация об авторах

Попов Александр Геннадьевич

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 22 октября 2024.
  • Опубликована: 3 декабря 2024.

Ключевые слова

  • А. Бенуа
  • Л. Бакст
  • Н. Рерих
  • К. Коровин
  • оформление театральных декораций
  • театральные эскизы
  • русский театр рубежа XIX-XX вв
  • A. Benois
  • L. Bakst
  • N. Roerich
  • K. Korovin
  • design of theatrical scenery
  • theatrical sketches
  • Russian theater of the turn of the 19th-20th centuries

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)