Актуальные проблемы изучения взаимодействия советского неофициального искусства 1960-1980-х гг. с наследием авангарда
Аннотация
Цель исследования – выявить актуальные проблемы изучения преемственности творчества советских неофициальных художников с наследием авангарда в художественной культуре СССР 1960-1980-х гг. В статье отмечаются современные концепции отечественных исследователей, рассматривающих общие закономерности развития творческого метода неофициальных художников и представителей авангарда, отмечаются вопросы терминологии, периодизации и региональные аспекты неофициального искусства, без которых понимание взаимосвязей традиции и современности в художественной культуре второй половины ХХ века не представляется возможным. Научная новизна состоит в том, что предлагается новое осмысление преемственности неофициального искусства с традицией авангарда с позиции применения историко-культурного подхода. В результате доказывается, что формирование современной методологии изучения форм интерпретации авангарда в творчестве неофициальных художников необходимо в комплексе с междисциплинарными исследованиями, так как это способствует развитию более широкого взгляда на проблему.
Источники
- Аймермахер К. От единства к многообразию: разыскания в обл. «другого» искусства 1950-1980-х гг. / под ред. Н. Маргулис. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2004.
- Андреева Е. Ю. Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва – Ленинград. СПб.: Искусство XXI век, 2023.
- Благодатов Н. И. Ленинградские группы андеграунда в 1950-1960-е годы // Неофициальное искусство в СССР. 1950-1980-е годы: сборник трудов научной конференции (г. Москва, 14-16 марта 2012 г.). М.: БуксМАрт, 2014.
- Бобринская Е. А. Политика зрения // Неофициальное искусство в СССР. 1950-1980-е годы: сборник трудов научной конференции (г. Москва, 14-16 марта 2012 г.). М.: БуксМАрт, 2014.
- Бобринская Е. А. Чужие? Неофициальное искусство: мифы, стратегии, концепции. М.: Арт‑медиа, 2013.
- Гробман М. Я. Левиафан: дневники 1963-1971 г. М.: Новое литературное обозрение, 2002.
- Гройс Б. Е. Частные случаи: сборник эссе. М.: Ад Маргинем Пресс, 2020.
- Деготь Е. А. Русское искусство XX века. М.: Трилистник, 2000.
- Дорогина Е. А. Художественная жизнь в Саратове конца 1940-х годов: истоки неофициального искусства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12-2.
- Дьяконов В. Н. Московская художественная культура 1950-60-х гг.: возникновение неофициального искусства: автореф. дисс. … к. культ. М., 2009.
- Ершов Г. Ю. Нонконформизм и русский авангард. Проблемы соотнесения // Мифы и теории в искусстве России 1970-2012‑х гг.: научно-художественный проект. СПб.: Арт-центр «Пушкинская-10», Музей нонконформистского искусства, 2013.
- Кантор-Казовская Л. Гробман – Grobman. М.: Новое литературное обозрение, 2014.
- Рапопорт А. Нонконформизм остается: Санкт-Петербург. Сан-Франциско. СПб.: ДЕАН, 2002.
- Сохарева Т. Неофициальное искусство за пределами Москвы и Ленинграда. 2021. https://artguide.com/posts/2211
- Тупицин В. Глазное яблоко раздора: беседы с Ильей Кабаковым. М.: Новое литературное обозрение, 2006.
- Хлобыстин А. Л. Шизореволюция: очерки петербургской культуры второй половины ХХ века. СПб.: Borey Art, 2017.
- Шехтер Т. Е. Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда) как явление культуры второй половины XX века: текст лекций. СПб.: Изд‑во Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, 1995.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 1 ноября 2024.
- Опубликована: 3 декабря 2024.
Ключевые слова
- нонконформизм
- второй авангард
- региональное искусство
- постмодернизм
- художественная культура
- nonconformism
- second avant-garde
- regional art
- postmodernism
- artistic culture
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»