Пейзажные образы традиционной живописи гохуа в фортепианной музыке китайских композиторов XX – начала XXI в.
Аннотация
Цель исследования – выявление в фортепианной музыке Китая XX – начала XXI в. музыкальных средств в передаче образов природы, встречающихся в традиционной китайской живописи гохуа в жанрах «горы и воды» (山水) и «цветы и птицы» (花鸟). В статье указывается на истоки формирования фортепианного искусства в Китае, влияние на его становление русской и западноевропейской фортепианных традиций. Отмечается специфика китайского фортепианного искусства; китайские композиторы, освоив западноевропейский опыт, исполнительскую технику, фортепианные жанры, привнесли уникальные культурные коды древних традиций Китая. Фортепианные произведения демонстрируют синкретическое мышление, где онтологические архетипы образов природы выступают символами жизненных смыслов. Научная новизна исследования заключается в выявлении художественных аналогий между живописью гохуа и фортепианной музыкой Китая XX – начала XXI в. В результате исследования установлены основные музыкальные средства, позволяющие создавать в фортепианных пьесах атмосферную пейзажность гохуа средствами музыкального языка через интонацию, гармонию, фактуру, ритм, а также звукоподражание тембрам и манере исполнения на традиционных китайских инструментах.
Источники
- Айзенштадт С. А. Три судьбы. Русские эмигранты Аксаков, Захаров и Черепнин и культура Китая // Вопросы истории и теории фортепианного исполнительства / под ред. Р. Е. Илюхина. Владивосток, 2008.
- Духовная культура Китая: энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко; Институт Дальнего Востока Российской академии наук. М.: Восточная литература, 2010. Доп. т. 6. Искусство.
- Духовная культура Китая: энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко; Институт Дальнего Востока Российской академии наук. М.: Восточная литература, 2006. Т. 1. Философия.
- Кравцова М. Е. История культуры Китая. СПб.: Лань, 2003.
- Ли Юе. Морские пейзажи в современной китайской живописи в контексте слияния китайского и западного искусства // Дальневосточные пропилеи: материалы международной научной конференции (г. Владивосток, 16-18 апреля 2024 г.) / ред. кол.: Г. В. Алексеева (отв. ред.), Г. У. Лукина, В. С. Никифорова и др. Владивосток: Изд-во Дальневосточного федерального университета, 2024.
- Линцзюнь Ли. История развития фортепиано в Китае: педагогический аспект // Современное педагогическое образование. 2019. № 4.
- Малявин В. В. Китайская цивилизация. М.: Дизайн. Информация. Картография; Астрель; АСТ, 2001.
- На У. Педагогическая деятельность профессора Б. С. Захарова в Шанхае (по материалам документов и публикаций Дин Шан Дэ) // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 92.
- Хуан Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы. СПб.: Астерион, 2009.
- Цзи Яньи. Искусство китайской бамбуковой флейты // Научные исследования и инновации. 2021. № 4.
- Яковлева Н. Ф. Китайская живопись «гохуа»: важнейшие факторы развития и ключевые свойства // Вестник Забайкальского государственного университета. 2012. Вып. 9 (88).
- 原帅. 谈中国钢琴作品《夕阳箫鼓》// 戏剧之家(上半月). 2014年. 第04期 (Юань Шуай. Разговор о китайском фортепианном произведении «Закатная флейта и барабан» // Драматический дом. 2014. № 4).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 28 октября 2024.
- Опубликована: 4 декабря 2024.
Ключевые слова
- китайская фортепианная музыка
- живопись гохуа
- жанр «горы и воды»
- жанр «цветы и птицы»
- китайский музыкальный инструмент пипа
- китайский музыкальный инструмент цинь
- китайский музыкальный инструмент гучжэн
- Chinese piano music
- Guohua painting
- genre "mountains and waters"
- genre "flowers and birds"
- Chinese musical instrument pipa
- Chinese musical instrument Qin
- Chinese musical instrument guzheng
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»