• Научная статья
  • 19 декабря 2024
  • Открытый доступ

Китайский пейзаж как один из способов духовно-визуального постижения непостижимого Дао

Аннотация

Цель настоящего исследования заключается в выявлении причинно-следственной связи между становлением феномена китайского пейзажа как самостоятельного живописного жанра в эпоху правления династий Тан и Сун периода VI-XIII веков и влиянием на него традиционных способов духовно-визуального постижения Дао посредством религиозно-философских практик. В статье анализируется влияние синкретизма китайской религиозно-философской картины мира на идейно-художественные программы пейзажной живописи как медитативного способа постижения Дао в период VI-XIII вв. В ходе исследования авторы доказывают, что традиционный китайский пейзаж невозможно рассматривать только с художественно-эстетической точки зрения, лишь как отдельное художественное произведение в отрыве от его религиозно-философского содержания, поскольку китайский пейзаж представляет собой религиозно-философскую медитативную практику духовно-визуального постижения непостижимого Дао, что и составляет научную новизну данного исследования. В итоге авторы заключают, что традиционный китайский пейзаж, отображающий в красках практику духовно-визуального постижения непостижимого Дао, следует воспринимать по аналогии с изографией (иконописной традицией) «восточно-православного богословия».

Источники

  1. Алпатов М. В. Всеобщая история искусств: в 2 т. М.: Искусство, 1948. Т. 1.
  2. Ван Вэй. Тайны живописи // Китайское искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М.: Люкс, 2004.
  3. Ван Ян, Орлов И. И., Бердник Т. О. Синкретизм картины мира, оказавший влияние на традиционную пейзажную живопись Китая // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник Российского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова. 2024. № 1-1.
  4. Васильев Л. С. История религий Востока: учеб. пособие для студентов вузов. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1988.
  5. Вигасин А. А., Дандамаев М. А., Крюков М. В. История Древнего Востока: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «История» / под ред. В. И. Кузищина. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1988.
  6. Го Си. Высокий смысл лесов и потоков // Китайское искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М.: Люкс, 2004.
  7. История древнего мира: в 3 кн. / под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. Изд-е 3-е, испр. и доп. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы издательства, 1989. Кн. 2. Расцвет древних обществ.
  8. Лободанов А. П. Семиотика искусства: история и онтология: учебное пособие. Изд-е 2-е. М.: Издательство Московского университета, 2013.
  9. Малявин В. В. Китайское искусство. М.: ACT; Астрель, 2004.
  10. Роули Д. Принципы китайской живописи / пер. с англ. В. В. Малявина. М.: Люкс, 2004.
  11. Сe Хэ. Шесть законов живописи // Китайское искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М.: Люкс, 2004.
  12. Таранов П. С. Философия сорока пяти поколений / худ. Ю. Д. Федичкин. М.: АСТ, 1999.
  13. Фэнь Ю-лань. Краткая история китайской философии / пер. Р. В. Котенко; науч. ред. Е. А. Торчинов. СПб.: Евразия, 2017.
  14. Ши-тао. Беседы о живописи / пер. с кит. Е. В. Завадской. М.: Наука, 1978.
  15. Шэнь Гуа. О живописи // Китайское искусство: принципы, школы, мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М.: Люкс, 2004.
  16. Ян Хин-шун. Древнекитайский философ Лao-цзы и его учение. М.: Наука, 1950.
  17. Ян Юнго. История древнекитайской мысли. М.: Наука, 1980.
  18. Cahill J. The Compelling Image: Nature and Style in Seventeenth-Century Chinese Painting. Cambridge – L.: Harvard University Press, 1982.
  19. Hearn M. K. How to Read Chinese Paintings. N. Y.: Metropolitan Museum of Art, 2008.
  20. 任昕. 庄子思想与中国绘画精神—兼谈中西绘画差异东方丛刊. 广西外国文学学会. 出版单位: 广西师范大学出版社, 2000 (Рен Синь. Мысли Чжуанцзы и дух китайской живописи – о различиях между китайской и западной живописью. Гуанси: Ассоциация иностранной литературы Гуанси; Изд-во Педагогического университета Гуанси, 2000).
  21. 苏繁昌. «一画论» 哲学基础研究 // 期刊: 美术大观. 2010. № 11 (Су Фанчан. Фундаментальные исследования философии трактата «Беседы о живописи» // Художественный обзор. 2010. № 11).

Информация об авторах

Ван Ян

Российский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова, г. Москва

Орлов Игорь Иванович

д. иск., проф.

Липецкий государственный технический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 ноября 2024.
  • Опубликована: 19 декабря 2024.

Ключевые слова

  • Дао
  • конфуцианство
  • даосизм
  • чань-буддизм
  • религиозно-философские практики
  • идейно-художественные программы
  • традиционный китайский пейзаж
  • Tao
  • Confucianism
  • Taoism
  • Chan Buddhism
  • religious and philosophical practices
  • ideological and artistic programs
  • traditional Chinese landscape

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)