• Научная статья
  • 17 января 2025
  • Открытый доступ

Актуальные характеристики и тенденции развития социально-сетевой культуры

Аннотация

Цель исследования – определить актуальные характеристики и тенденции развития социально-сетевой культуры. В статье раскрываются общие условия функционирования современной социально-сетевой культуры (воплощение различных форм общественного знания, репрезентативный и перформативный характер выражения социокультурной реальности, культурная диффузия офлайн- и онлайн-сред, дихотомия двух типов ориентации в социально-сетевом пространстве: ориентации на свободу и автономию и ориентации на регулирование и контроль). В числе наиболее значимых тенденций развития социально-сетевой культуры на данном этапе рассматриваются тенденция к суверенизации информационного пространства, активное внедрение технологий искусственного интеллекта, а также новые формы и принципы пространственного воплощения. Научная новизна исследования заключается в социально-философской проблематизации функционирования и развития феноменов социально-сетевой культуры с учётом актуальных социальных, идеологических и технологических трендов. В результате автор приходит к выводу, что реализация рассмотренных тенденций не может быть сведена к одному вектору и, как следствие, отвечает свойству поливариативности развития, что определяет соответствующие возможности и ограничения.

Источники

  1. Асеева И. А. Антропологические дилеммы цифровой реальности: сущность и перспективы разрешения // Информационное общество. 2023. № 2.
  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Наука, 1995.
  3. Ветрова О. А., Ветров Р. В., Ельникова Г. А. Роль культуры и искусства в процессе формирования менталитета // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 3-2.
  4. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт социологии РАН; ФОМ, 2004.
  5. Гримов О. А. Социально-сетевая культура: к постановке проблемы // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Экономика. Социология. Менеджмент». 2019. № 1.
  6. Гримов О. А., Белкина В. А. Индивидуальные стратегии медиаактивности интернет-пользователей // Цифровая социология. 2022. № 4.
  7. Дудина В. И. Эпистемологическая реконфигурация социального знания: от репрезентации к перформативности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. № 3.
  8. Захаров М. Ю., Старовойтова И. Е., Шишкова А. В. Цифровая культура – исторический этап развития информационной культуры общества // Вестник университета. 2020. № 5.
  9. Исаченко Н. Н. Угрозы культурной безопасности в условиях популяризации сетевой культуры // Сфера культуры. 2024. № 2.
  10. Килимова Л. В., Черкашин М. Д. Антиномичность социализации в пространстве цифровой культуры // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2024. № 3.
  11. Ланир Дж. Вы не гаджет. Манифест. М.: Corpus, 2011.
  12. Манович Л. Теории софткультуры. Н. Новгород: Красная ласточка, 2017.
  13. Манхейм К. Избранное. Диагноз нашего времени. М.: РАО Говорящая книга, 2010.
  14. Плешаков В. А. Фиджиталогия: Homo Sapiens Cyberus стал Homo Sapiens Phygitalis // Вестник Научного центра безопасности жизнедеятельности. 2024. № 1.
  15. Харауэй Д. Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017.
  16. Gerçek M., Özveren C. G. Redefining organizational culture for the digital age: A model proposal for digital organizational culture // Yildiz Social Science Review. 2024. Vol. 10. Iss. 1.
  17. Jenkins H. Convergence culture: Where old and new media collide. N. Y.: New York University Press, 2006.
  18. Leal-Rodríguez A. L., Sanchís-Pedregosa C., Moreno-Moreno A. M., Leal-Millan A. G. Digitalization beyond technology: Proposing an explanatory and predictive model for digital culture in organizations // Journal of Innovation & Knowledge. 2023. Vol. 8.

Информация об авторах

Гримов Олег Александрович

к. соц. н.

Юго-Западный государственный университет, г. Курск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 декабря 2024.
  • Опубликована: 17 января 2025.

Ключевые слова

  • социально-сетевая культура
  • социально-сетевое пространство
  • искусственный интеллект
  • социокультурная реальность
  • фиджитальные технологии
  • social network culture
  • social network space
  • artificial intelligence
  • socio-cultural reality
  • phygital technologies

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)