Актуальные характеристики и тенденции развития социально-сетевой культуры
Аннотация
Цель исследования – определить актуальные характеристики и тенденции развития социально-сетевой культуры. В статье раскрываются общие условия функционирования современной социально-сетевой культуры (воплощение различных форм общественного знания, репрезентативный и перформативный характер выражения социокультурной реальности, культурная диффузия офлайн- и онлайн-сред, дихотомия двух типов ориентации в социально-сетевом пространстве: ориентации на свободу и автономию и ориентации на регулирование и контроль). В числе наиболее значимых тенденций развития социально-сетевой культуры на данном этапе рассматриваются тенденция к суверенизации информационного пространства, активное внедрение технологий искусственного интеллекта, а также новые формы и принципы пространственного воплощения. Научная новизна исследования заключается в социально-философской проблематизации функционирования и развития феноменов социально-сетевой культуры с учётом актуальных социальных, идеологических и технологических трендов. В результате автор приходит к выводу, что реализация рассмотренных тенденций не может быть сведена к одному вектору и, как следствие, отвечает свойству поливариативности развития, что определяет соответствующие возможности и ограничения.
Источники
- Асеева И. А. Антропологические дилеммы цифровой реальности: сущность и перспективы разрешения // Информационное общество. 2023. № 2.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Наука, 1995.
- Ветрова О. А., Ветров Р. В., Ельникова Г. А. Роль культуры и искусства в процессе формирования менталитета // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 3-2.
- Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт социологии РАН; ФОМ, 2004.
- Гримов О. А. Социально-сетевая культура: к постановке проблемы // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Экономика. Социология. Менеджмент». 2019. № 1.
- Гримов О. А., Белкина В. А. Индивидуальные стратегии медиаактивности интернет-пользователей // Цифровая социология. 2022. № 4.
- Дудина В. И. Эпистемологическая реконфигурация социального знания: от репрезентации к перформативности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. № 3.
- Захаров М. Ю., Старовойтова И. Е., Шишкова А. В. Цифровая культура – исторический этап развития информационной культуры общества // Вестник университета. 2020. № 5.
- Исаченко Н. Н. Угрозы культурной безопасности в условиях популяризации сетевой культуры // Сфера культуры. 2024. № 2.
- Килимова Л. В., Черкашин М. Д. Антиномичность социализации в пространстве цифровой культуры // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2024. № 3.
- Ланир Дж. Вы не гаджет. Манифест. М.: Corpus, 2011.
- Манович Л. Теории софткультуры. Н. Новгород: Красная ласточка, 2017.
- Манхейм К. Избранное. Диагноз нашего времени. М.: РАО Говорящая книга, 2010.
- Плешаков В. А. Фиджиталогия: Homo Sapiens Cyberus стал Homo Sapiens Phygitalis // Вестник Научного центра безопасности жизнедеятельности. 2024. № 1.
- Харауэй Д. Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017.
- Gerçek M., Özveren C. G. Redefining organizational culture for the digital age: A model proposal for digital organizational culture // Yildiz Social Science Review. 2024. Vol. 10. Iss. 1.
- Jenkins H. Convergence culture: Where old and new media collide. N. Y.: New York University Press, 2006.
- Leal-Rodríguez A. L., Sanchís-Pedregosa C., Moreno-Moreno A. M., Leal-Millan A. G. Digitalization beyond technology: Proposing an explanatory and predictive model for digital culture in organizations // Journal of Innovation & Knowledge. 2023. Vol. 8.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 2 декабря 2024.
- Опубликована: 17 января 2025.
Ключевые слова
- социально-сетевая культура
- социально-сетевое пространство
- искусственный интеллект
- социокультурная реальность
- фиджитальные технологии
- social network culture
- social network space
- artificial intelligence
- socio-cultural reality
- phygital technologies
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»