• Научная статья
  • 17 февраля 2025
  • Открытый доступ

Этнические танцевальные культуры Южного Китая: особенности развития и интеграции

Аннотация

Регион Южного Китая обладает богатыми историческими традициями и художественным наследием в области этнофольклорных систем творчества. Целью статьи выступает комплексное изучение процессов развития и взаимодействия культурных форм народных танцев в Южном Китае. Научная новизна заключается в том, что впервые анализ специфики региональных этнотанцевальных групп, а также этнических коридоров, расположенных в водных бассейнах Южного Китая, позволил выявить уникальные аспекты мультикультурной интеграции в народных танцах. По результатам исследования уточняется, что искусствоведческое измерение подтверждает необходимость культурно-антропологической связи в обмене, создании, обучении и распространении традиционных элементов фольклорной (непрофессиональной) среды в сценических жанрах хореографического искусства.

Источники

  1. Догорова Н. А. Балетная антропология в комплексно-ориентированных теориях мышления XVIII-XIX веков // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы: по материалам XII Международного научного форума Диалог искусств и арт-парадигм SCIENCEFORUM PAN-ART XII. Художественная картина мира (г. Саратов, 20 октября 2023 г.) / ред.-сост. А. И. Демченко. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2023a. Т. 63.
  2. Догорова Н. А. Искусствоведческие основы пластического и этнопластического мышления в танце // Ломоносов: сборник статей Международного конкурса молодых ученых (г. Пенза, 15 марта 2023 г.). Пенза: Наука и Просвещение, 2023b.
  3. Догорова Н. А. «Мышление и танец»: языковой пластический код в основе становления теории предмета хореографии // Новоселов К. А., Силина С. Н., Пугач В. А. Психолого-педагогические вопросы современного образования: монография. Чебоксары: Среда, 2024a.
  4. Догорова Н. А. «Мышление и танец»: языковой пластический код эпохи Средневековья // Обсерватория культуры. 2024b. Т. 21. № 6.
  5. Догорова Н. А. Пластическое и этнопластическое мышление в хореографическом искусстве: становление и трансформации: дисс. … д. иск.: в 2 т. Саратов, 2023c. Т. 2.
  6. 吴美桃. 苗族民间舞蹈以舞韵尽展苗族文化 // 文化产业. 2024. № 32 (Ву Мэйтао. Народный танец мяо как выражение культуры мяо через танцевальную гармонию // Культурная индустрия. 2024. № 32).
  7. 段曌. 艺术院校地域舞蹈课程的教学路径探析:以侗族舞蹈形态利用为对象 // 中国民族博览. 2024. № 13 (Дуань Чжао. Анализ путей преподавания региональных танцевальных курсов в художественных учреждениях: на примере использования форм танца донг // Китайская этническая выставка. 2024. № 13).
  8. 刘卫宇. 试论岭南舞蹈作品的文化根基 // 大众文艺: 学术版. 2016. № 10 (Лю Вэйю. Попытка обсудить культурные основы танцевальных произведений Линнань // Народное искусство: академическая версия. 2016. № 10).
  9. 刘卫宇. 文化生态视域下广东民间舞蹈发展现状、反思及对策 // 韶关学院学报. 2023. № 44 (07) (Лю Вэйю. Состояние развития, анализ и меры по развитию кантонского народного танца с точки зрения культурной экологии // Журнал Шаогуаньского университета. 2023. Т. 44. № 7).
  10. 刘柳. 论地域文化对河南民间舞蹈发展的影响 // 作家. 2011. № 2 (Лю Лю. Обсуждение влияния региональной культуры на развитие народных танцев Хэнани // Писатель. 2011. № 2).
  11. 平原. 少数民族地区高校舞蹈教育推动地方民间舞蹈发展的思考 – 以吉林艺术学院舞蹈教学为例 // 艺术教育. 2017. № 12 (Пинь Юань. Размышления о продвижении развития местных народных танцев через танцевальное образование в вузах национальных меньшинств – на примере танцевального обучения Института искусств Цзилинь // Искусство и образование. 2017. № 12).
  12. 胡孟菊, 陈立嘉.符号学视阈下岭南舞蹈的“标出性”研究 // 尚舞. 2024. № 18 (Ху Мэнцзю, Чэнь Лицзя. Исследование «маркировочности» танца Линнань с точки зрения семиотики // Шан Ву. 2024. № 18).
  13. 胡骁, 曹德祺. 民族走廊学说与区域舞蹈文化研究 – 以南岭民族走廊为例 // 内蒙古艺术学院学报. 2024. № 21 (01) (Ху Сяо, Цао Дэци. Теория этнических коридоров и исследование региональной танцевальной культуры: на примере этнического коридора Наньлин // Журнал Института искусств Внутренней Монголии. 2024. Т. 21. № 1).
  14. 张继焦, 张爽. 铸牢中华民族共同体意识下民族走廊研究的新分析框架 // 民族学刊. 2023. № 14 (5) (Чжан Цзиао, Чжан Шуан. Новый аналитический каркас исследования этнических коридоров в контексте укрепления сознания национального сообщества Китая // Журнал этнологии. 2023. № 14 (5)).
  15. 石强. 探索广东岭南瑶族文化音乐与舞蹈 // 中国音乐剧. 2024. № 4 (Ши Цян. Исследование культуры, музыки и танца народа яо в Линнань, Гуандун // Китайский музыкальный театр. 2024. № 4).

Информация об авторах

Догорова Надежда Александровна

д. иск., доц.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Хань Лу

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 31 декабря 2024.
  • Опубликована: 17 февраля 2025.

Ключевые слова

  • регион Южного Китая
  • речные регионы и бассейны (Чжуцзян, Сицзян, Линнань)
  • этнические коридоры (Южнолиангский, Наньлин)
  • культурный обмен и актуальная этнокультурная модель взаимодействия
  • народный танец и традиционные танцевальные культуры
  • the South China region
  • river regions and basins (Zhujiang, Xijiang, Lingnan)
  • ethnic corridors (South Liang, Nanling)
  • cultural exchange and an actual ethnocultural model of interaction
  • folk dance and traditional dance cultures

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)