• Научная статья
  • 6 марта 2025
  • Открытый доступ

Трансформация потребительской культуры в условиях цифровизации: социокультурный аспект

Аннотация

Цель исследования – комплексный анализ механизмов трансформации потребительской культуры в условиях цифровизации общества в парадигме социокультурной составляющей. В статье рассматривается эволюция социальных практик потребления, обусловленная развитием цифровых технологий и формированием новых моделей информационного взаимодействия. Научная новизна исследования состоит в типологизации цифровых потребителей, включая цифровых номадов, контент-креаторов, левелапперов и цифровых шопоголиков, анализе их мотивационных установок и поведенческих стратегий в цифровом пространстве. В работе исследуются механизмы формирования цифровой идентичности, особенности профессиональной реализации и социальной активности различных типов пользователей. Типологизация пользователей позволила сканировать паттерны потребления контента, способы взаимодействия с цифровыми платформами и влияние технологических инноваций на трансформацию социокультурной парадигмы общества. В результате исследования сформулированы проблемы информационной перегрузки, верификации данных и демократизации контент-производства в современном цифровом обществе, а также изучены процессы гиперперсонализации контента, развития иммерсивных технологий и интеграции интернета вещей в повседневные социокультурные практики.

Источники

  1. Добринская Д. Е. О феномене цифрового кочевничества // Всероссийский экономический журнал ЭКО. 2020. № 2.
  2. Жебит В. А. Информационно-коммуникационная концепция групповых и социальных процессов в эпоху цифровизации. М.: Перспектива, 2021.
  3. Колчин Д. Ю. QR-код как феномен массовой культуры // Научный аспект. 2024. № 5.
  4. Колчин Е. Ю. Технология интернета вещей как способ управления потребительской лояльностью // Вопросы управления. 2019. № 6 (61).
  5. Рашкофф Д. Медиавирус. М.: Ультра. Культура, 2003.
  6. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 2004.
  7. Трушкова Е. А. Цифровая трансформация потребительского поведения населения: факторы и особенности в системе адаптации // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2024. Т. 4. Вып. 4.
  8. Шабанова М. А. Новые потребительские практики в условиях цифровизации гражданского общества: теоретико-методологические аспекты (статья 1) // Социологические исследования. 2020. № 11. https://doi.org/10.31857/S013216250010204-7
  9. Makimoto T., Manners D. Digital Nomad. N. Y.: Wiley, 1997.
  10. Mossberger K., Tolbert C. J., McNeal R. S. Digital Citizenship: The Internet, Society and Participation. Cambridge: MIT Press, 2008.

Информация об авторах

Колчин Егор Юрьевич

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 февраля 2025.
  • Опубликована: 6 марта 2025.

Ключевые слова

  • цифровая трансформация
  • потребительская культура
  • цифровая идентичность
  • социальные практики
  • цифровые технологии
  • информационное взаимодействие
  • социокультурные процессы
  • digital transformation
  • consumer culture
  • digital identity
  • social practices
  • digital technologies
  • information interaction
  • socio-cultural processes

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)