Трансформация потребительской культуры в условиях цифровизации: социокультурный аспект
Аннотация
Цель исследования – комплексный анализ механизмов трансформации потребительской культуры в условиях цифровизации общества в парадигме социокультурной составляющей. В статье рассматривается эволюция социальных практик потребления, обусловленная развитием цифровых технологий и формированием новых моделей информационного взаимодействия. Научная новизна исследования состоит в типологизации цифровых потребителей, включая цифровых номадов, контент-креаторов, левелапперов и цифровых шопоголиков, анализе их мотивационных установок и поведенческих стратегий в цифровом пространстве. В работе исследуются механизмы формирования цифровой идентичности, особенности профессиональной реализации и социальной активности различных типов пользователей. Типологизация пользователей позволила сканировать паттерны потребления контента, способы взаимодействия с цифровыми платформами и влияние технологических инноваций на трансформацию социокультурной парадигмы общества. В результате исследования сформулированы проблемы информационной перегрузки, верификации данных и демократизации контент-производства в современном цифровом обществе, а также изучены процессы гиперперсонализации контента, развития иммерсивных технологий и интеграции интернета вещей в повседневные социокультурные практики.
Источники
- Добринская Д. Е. О феномене цифрового кочевничества // Всероссийский экономический журнал ЭКО. 2020. № 2.
- Жебит В. А. Информационно-коммуникационная концепция групповых и социальных процессов в эпоху цифровизации. М.: Перспектива, 2021.
- Колчин Д. Ю. QR-код как феномен массовой культуры // Научный аспект. 2024. № 5.
- Колчин Е. Ю. Технология интернета вещей как способ управления потребительской лояльностью // Вопросы управления. 2019. № 6 (61).
- Рашкофф Д. Медиавирус. М.: Ультра. Культура, 2003.
- Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 2004.
- Трушкова Е. А. Цифровая трансформация потребительского поведения населения: факторы и особенности в системе адаптации // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2024. Т. 4. Вып. 4.
- Шабанова М. А. Новые потребительские практики в условиях цифровизации гражданского общества: теоретико-методологические аспекты (статья 1) // Социологические исследования. 2020. № 11. https://doi.org/10.31857/S013216250010204-7
- Makimoto T., Manners D. Digital Nomad. N. Y.: Wiley, 1997.
- Mossberger K., Tolbert C. J., McNeal R. S. Digital Citizenship: The Internet, Society and Participation. Cambridge: MIT Press, 2008.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 1 февраля 2025.
- Опубликована: 6 марта 2025.
Ключевые слова
- цифровая трансформация
- потребительская культура
- цифровая идентичность
- социальные практики
- цифровые технологии
- информационное взаимодействие
- социокультурные процессы
- digital transformation
- consumer culture
- digital identity
- social practices
- digital technologies
- information interaction
- socio-cultural processes
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»