Сохранение романсовой традиции в творчестве музыкантов-эмигрантов в инокультурной среде первой половины ХХ века
Аннотация
Цель исследования – обосновать определяющее значение деятельности русской музыкальной эмиграции в инокультурной среде первой половины ХХ века в сохранении романсовой традиции, самобытности русской музыкальной культуры. В статье рассматриваются подвиды и стили русского романса, выявлены его типологические черты, содержательная и стилистическая специфика русского романса в исполнении популярных эмигрантов первой половины ХХ века, проанализировано влияние концертной и педагогической деятельности музыкантов, покинувших Россию, на социально-культурный колорит европейского, китайского, американского художественного пространства. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе сохранения эмигрантами первой волны жанра русского романса, что внесло ощутимый вклад в развитие романсовой традиции в Советском Союзе, особенно с периода «оттепели» и до наших дней. В результате доказано, что музыканты русской эмиграции сохранили романсовую традицию благодаря социальному и генетическому «коду» трансмиссии русской культуры, детерминированному менталитетом.
Источники
- Базилевич М. В. Романс как феномен отечественной художественной культуры // Евразийский союз ученых. 2020. № 7 (76).
- Бугров Ю. А. Надежда Плевицкая. Удаль и печаль. Курск, 2016.
- Бурматов М. А. Роль мастеров отечественной эстрады в развитии и популяризации песни в 1920-30-е годы // Культура и искусство. 2017. № 2.
- Бэлза С. Алла Баянова: королева русского романса. 2014. https://radioshanson.ru/news/alla_bayanova_koroleva_russkogo_romansa
- Васильев А. А. О первой волне русской эмиграции // Сноб. 2022. 4 марта.
- Васина-Гроссман В. А. Русский романс конца XIX – начала XX века (1895-1907) // Русская художественная культура конца XIX – начала XX в.: сборник статей. М.: Наука, 1968. Кн. 1. Зрелищные искусства. Музыка.
- Воробьева О. В. Система образования и просвещения Русской Америки в 1920-1940-е годы // Преподаватель. XXI век. Философия и история образования. 2009. № 3.
- Гребенщиков Г. Д. Русская песня: к столетию со дня рождения Дм. А. Агренева-Славянского и к 75-летию со дня основания его капеллы. Southbury: Alatas, 1934.
- Гудошников Я. И. Русский городской романс: учеб. пособие. Тамбов: Тамбовский государственный педагогический университет, 1990.
- Келдыш Ю. В. Пути развития русской музыки в послепетровскую пору (30-60-е годы) // История русской музыки: в 10 т. М.: Музыка, 1984. Т. 2.
- Ламсден Ч., Гушурст А. Геннокультурная коэволюция: человеческий род в становлении // Человек. 1991. № 3.
- Левашова О. Е. Развитие жанра «российской песни» // История русской музыки: в 10 т. М.: Музыка, 1984. Т. 2.
- Лежнева М. Г. Межтекстовые связи в поэзии Александра Вертинского: слово и текст: дисс. … к. филол. н. М., 2003.
- Леонов Б. А. Романс как жанр в лирике // Вопросы стиля и жанра в лирике: сборник. М.: Изд-во Московского университета, 1964.
- Менегальдо Е. Русские в Париже 1919-1939 / пер. Н. Попова. М.: Кстати, 2001.
- Петровский М. С. Скромное обаяние кича, или Что есть русский романс // Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1997. № 40.
- Савченко Б. А. Пётр Лещенко // Савченко Б. А. Эстрада ретро. М.: Искусство, 1996.
- Сосудин Ю. Я. Незабываемые певцы: очерки коллекционера. СПб.: Скифия, 2000.
- Степин В. С. Культура // Вопросы философии. 1999. № 8.
- Федорова Е. С. Русская эстрада Серебряного века и эмиграции первой волны (20-30-е гг.) как часть советской культуры? // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 3.
- Черва В. Е. Романс в истории русской художественной культуры: автореф. дисс. … к. культ. СПб., 1999.
- Черепова А. А. Междисциплинарный подход к определению понятия «культурная трансмиссия» // Общество: философия, история, культура. 2016. № 8.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 12 февраля 2025.
- Опубликована: 19 марта 2025.
Ключевые слова
- романсовая традиция
- русская музыкальная эмиграция
- социальный и генетический «код»
- стиль “A la Russe”
- самобытность культуры
- romance tradition
- Russian musical emigration
- social and genetic “code”
- style “A la Russe”
- distinctiveness of culture
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»