Современная китайская живопись се-и: философский и историко-культурный контекст
Аннотация
Целью данного исследования является получение нового знания об изменениях в художественном языке и терминологии, используемых для описания философских концепций се-и, а также об обновлении текстов и системы репрезентации основных философско-культурологических установок, принципов и контекстов традиционного се-и. Идейно-философским основанием живописи се-и служат философско-эстетические принципы даосской концепции «искусства для искусства». В статье анализируются художественные рецепции древних культурных традиций и виды художественных инноваций. Выявлено и описано философско-культурологическое значение этих инноваций, которые в начале XXI века рассматриваются как рецепции классических произведений. Исследования Ху Цзинчжи («Современная китайская эстетика. Антология», 1987 г.) и Чжан Гун с Чжан Юйнэном («Современная китайская эстетика и традиционные эстетические концепции Китая», 1991 г.) посвящены переосмыслению идей, принципов и категорий традиционной китайской философии и эстетики. Эти работы сделали философское наследие понятным и значимым для современников. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые обобщены и сформулированы пять аспектов интерпретации изменений философского основания се-и, которые представляют собой опыт обновления терминологического аппарата и системы репрезентации ключевых древних философско-культурологических принципов в современных контекстах традиционного се-и. В результате выявлен и описан комплекс художественных, культурных и исторических контекстов формирования современного стиля се-и; раскрыта специфика рецепции историко-культурного наследия традиционных эстетических принципов, ментальных установок, охарактеризованы основные направления и стили в актуальном состоянии живописи се-и.
Источники
- Ан С. А. О философском характере теории китайской живописи // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 5.
- Богоявленская Д. Б. Творческие способности: отождествление с высокими способностями // Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
- Борев Ю. Б. Эстетика: учебник. М.: Высш. шк., 2002.
- Дао-Дэ цзин: Ле-цзы. Гуань-цзы: даосские каноны / пер. с кит., вступ. ст. и коммент. В. В. Малявина. М.: Астрель, 2002.
- Кобзев А. И. К раскрытию тайн Конфуция и «Лунь-юя» // Архив российской китаистики. Философия и теология. М., 2016. Т. 3 / отв. ред.: С. В. Дмитриев; сост.: А. И. Кобзев.
- Фэнь Юлань. Краткая история китайской философии (1931-1934 гг.) / пер. Р. В. Котенко; науч. ред. Е. А. Торчинов. СПб.: Евразия, 1998.
- Чжао Шаолу. Даосские образы в художественной культуре Се-и // Культура и искусство. 2024. № 9. https://doi.org/10.7256/2454-0625.2024.9.71439
- 毕建勋. 造形本源 – 关于中国画造形的 – 种“形而上”研究. 北京: 中央美术学院, 2017 (Би Цзяньсюнь. Происхождение формы – исследование «метафизической» природы формообразования в китайской живописи. Пекин: Центральная академия изящных искусств, 2017).
- 刘向.《战国策注释》. 第一版. 北京: 中华书局, 2019 (Комментарий к «Стратегиям Воюющих царств» / сост. Лю Сян. Изд-е 1-е. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 2019).
- 彭永捷. 论中国哲学学科存在的合法性危机 – 关于中国哲学学科的 知识社会学考察 // 中国人民大学学報. 2003年. 第2号 (Пэн Юнцзы. Обсуждая кризис легитимности китайской философии как области знания – размышление о социологии познания в китайской философии // Вестник народного университета Китая. 2003. № 2).
- 薛永年.谈写意 // 国画家. 2006. № 2 (Сюэ Юннянь. О свободной живописи // Художники гохуа. 2006. № 2).
- 宋永进. 写意精神与当代视域: 宋永进写意油画实践论及当代美术批评. 杭州: 浙江大学出版社, 2022 (Сун Юнцзинь. Дух свободной живописи и современное видение: теория практики свободной живописи маслом. Ханчжоу: Изд-во Чжэцзянского университета, 2022).
- 程秀红. 当代背景下中国画创作中的写意精神研究. 重慶: 重庆师范大学, 2013 (Чэн Сюхун. Исследование духа «свободной кисти» в контексте создания современных произведений живописи. Чунцин: Чунцинский педагогический университет, 2013).
- 赵少鲁. 高卉民写意花鸟画艺术特点研究. 哈爾濱: 哈尔滨师范大学, 2022 (Чжао Шаолу. Исследование художественных особенностей нарисованных от руки картин Гао Хуэйминя с изображением цветов и птиц // Философия и гуманитарные науки. Харбин: Изд-во Харбинского университета, 2023). https://doi.org/ 10.27064/d.cnki.ghasu.2022.000223
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 10 февраля 2025.
- Опубликована: 27 марта 2025.
Ключевые слова
- китайская живопись в стиле се-и
- традиционная китайская философия
- даосская мысль
- культурные традиции
- эстетические идеи
- Chinese Xieyi painting
- traditional Chinese philosophy
- Daoist thought
- cultural traditions
- aesthetic ideas
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»