Коммуникационный код в пространстве властных отношений
Аннотация
Цель исследования – выявление роли коммуникационного кода как смыслообразующего механизма в политической среде. В условиях возрастающего социокультурного многообразия проблематика коммуникации приобретает особое значение. Сегодня наука обозначает коммуникацию не только как процесс передачи информации, но и как многозначный и контекстозависимый процесс. В этом контексте автор предлагает рассмотреть коммуникационный код как особый аналитический инструмент, позволяющий выявить скрытые механизмы смыслопроизводства в политической коммуникации. Хотя само понятие «коммуникационный код» уже существует в научном дискурсе, автор акцентирует внимание на его политико-философской интерпретации и применении к анализу властных отношений в современном обществе. Таким образом, научная новизна работы заключается не только во введении термина, но и в обосновании авторского взгляда на коммуникационный код как на смыслообразующий механизм в политической среде, основанного на междисциплинарном подходе и актуализирующего социокультурный контекст исследования. В статье осуществлен анализ коммуникационного кода как смыслообразующего механизма в политической среде. Опираясь на концепции Ю. Хабермаса, автор рассматривает взаимосвязь между властью, доверием и коммуникацией. Властный коммуникационный код раскрывается как система знаков, символов и практик, которые участвуют в формировании культурной идентичности социума. В Российской Федерации, например, властный коммуникационный код опирается на государственную символику, нормы политической культуры и др. В результате анализа было установлено, что коммуникационный код играет ключевую роль в формировании доверия между обществом и властью, способствуя укреплению общественной идентичности, легитимности политических институтов и выстраиванию устойчивых моделей коммуникации.
Источники
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.
- Гудинов А. Ю. Политическая идентичность в условиях глобализации. СПб.: Изд-во РХГА, 2020.
- Кастельс М. Власть в эпоху сетей. М.: ГУ ВШЭ, 2016.
- Мейер Т. Медиа-демократия. М.: Весь мир, 2008.
- Филиппов А. Ф. Политическая философия: опыт концептуального анализа. М.: КАНОН+, 2014.
- Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / пер. с англ. М.: АСТ; АСТ МОСКВА, 2008.
- Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб.: Наука, 2008.
- Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.
- Хабермас Ю. Теория коммуникативной деятельности / пер. с нем. А. К. Судакова. М.: Весь мир, 2022.
- Hall E. T. The Silent Language. Westport: Greenwood Press, 1980.
- Luhmann N. Trust and Power. Chichester: Wiley, 1979.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 7 апреля 2025.
- Опубликована: 7 мая 2025.
Ключевые слова
- коммуникационный код
- социальная идентичность
- политическая культура
- цифровая коммуникация
- communication code
- social identity
- political culture
- digital communication
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»