• Научная статья
  • 7 мая 2025
  • Открытый доступ

Коммуникационный код в пространстве властных отношений

Аннотация

Цель исследования – выявление роли коммуникационного кода как смыслообразующего механизма в политической среде. В условиях возрастающего социокультурного многообразия проблематика коммуникации приобретает особое значение. Сегодня наука обозначает коммуникацию не только как процесс передачи информации, но и как многозначный и контекстозависимый процесс. В этом контексте автор предлагает рассмотреть коммуникационный код как особый аналитический инструмент, позволяющий выявить скрытые механизмы смыслопроизводства в политической коммуникации. Хотя само понятие «коммуникационный код» уже существует в научном дискурсе, автор акцентирует внимание на его политико-философской интерпретации и применении к анализу властных отношений в современном обществе. Таким образом, научная новизна работы заключается не только во введении термина, но и в обосновании авторского взгляда на коммуникационный код как на смыслообразующий механизм в политической среде, основанного на междисциплинарном подходе и актуализирующего социокультурный контекст исследования. В статье осуществлен анализ коммуникационного кода как смыслообразующего механизма в политической среде. Опираясь на концепции Ю. Хабермаса, автор рассматривает взаимосвязь между властью, доверием и коммуникацией. Властный коммуникационный код раскрывается как система знаков, символов и практик, которые участвуют в формировании культурной идентичности социума. В Российской Федерации, например, властный коммуникационный код опирается на государственную символику, нормы политической культуры и др. В результате анализа было установлено, что коммуникационный код играет ключевую роль в формировании доверия между обществом и властью, способствуя укреплению общественной идентичности, легитимности политических институтов и выстраиванию устойчивых моделей коммуникации.

Источники

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.
  2. Гудинов А. Ю. Политическая идентичность в условиях глобализации. СПб.: Изд-во РХГА, 2020.
  3. Кастельс М. Власть в эпоху сетей. М.: ГУ ВШЭ, 2016.
  4. Мейер Т. Медиа-демократия. М.: Весь мир, 2008.
  5. Филиппов А. Ф. Политическая философия: опыт концептуального анализа. М.: КАНОН+, 2014.
  6. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / пер. с англ. М.: АСТ; АСТ МОСКВА, 2008.
  7. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб.: Наука, 2008.
  8. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.
  9. Хабермас Ю. Теория коммуникативной деятельности / пер. с нем. А. К. Судакова. М.: Весь мир, 2022.
  10. Hall E. T. The Silent Language. Westport: Greenwood Press, 1980.
  11. Luhmann N. Trust and Power. Chichester: Wiley, 1979.

Информация об авторах

Квас Анна Юрьевна

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 апреля 2025.
  • Опубликована: 7 мая 2025.

Ключевые слова

  • коммуникационный код
  • социальная идентичность
  • политическая культура
  • цифровая коммуникация
  • communication code
  • social identity
  • political culture
  • digital communication

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)