• Научная статья
  • 28 мая 2025
  • Открытый доступ

Нравственная амбивалентность антигероя и феномен «смешанных чувств» реципиента

Аннотация

Цель исследования – поиск образно-символических коррелянтов между создаваемыми в современной культуре образами антигероя и неоднозначными по своей палитре эмоциями, вызываемыми этими образами у потенциального их реципиента. Научная новизна исследования состоит в том, что в статье проведена конкретизация понятия «антигерой» как культурного и социологического феномена, позволяющая выявить его влияние на восприятие моральных и этических норм в обществе; осуществлена систематизация факторов эмоционализации культуры в целом, способствующих эскалации образности антигероя, что позволило понять механизмы его популяризации посредством текстов массового искусства. В результате исследования установлено, что трансформация – не единственная впечатляющая черта изменений образности и аксиологии внутри художественной сферы генерирования портретов героев, антигероев и злодеев. В преобладающих по распространенности и зрительской востребованности вариациях художественного текста образ антигероя является крайне актуализированным, в то же время исследователями отмечается положительная динамика читательского и зрительского интереса к персонажам и образам антигероя сложного драматического типа – такого, который воспринимается, заставляя реципиента сопоставлять его поступки и действия с собственными мотивами и представлениями читателя или зрителя о социально возможном или морально допустимом, вследствие чего в эмоциональном измерении процесса художественной рецепции возникает целая феноменология противоречивых и конкурирующих друг с другом нюансов и оттенков эмоционального восприятия, их неоднородность.

Источники

  1. Артюкович Ю. В. Моральная поливалентность личности // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 12 (54).
  2. Багаутдинов А. М., Багаутдинов Р. А. Амбивалентность морали как философская проблема: рациональные практики и бытийные трансформации личности // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 12.
  3. Балева М. В., Полянина О. И. Модели восприятия амбивалентного Другого в условиях негативного пре-стимула // Экспериментальная психология. 2024. Т. 17. № 2.
  4. Гомес К. Д. Антигерой как когнитивная концепция искусства // Международный журнал исследований культуры. 2018. № 3 (32).
  5. Горелова Т. А., Хлопонина О. О., Безрукова О. В. Динамика системы «Герой -Антигерой» в истории культуры // Знание. Понимание. Умение. 2022. № 2.
  6. Долоцкая Н. А. Амбивалентность инаковости Другого по отношению к моральному субъекту // Личность и общество: нравственная идея в ценностном мире современного человека: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Ломоносовские чтения – 2017» (г. Екатеринбург, 25 ноября 2017 г.). Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2017.
  7. Зелинская Т. Н. Экспликация содержания понятия амбивалентности в психологии // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. № 2.
  8. Ковтун Н. В. Трикстер как герой нашего времени (на материале русской прозы второй половины ХХ-ХХI века): монография. М.: Флинта, 2022.
  9. Кортунов В. В., Саенко Н. Р. Эмоциональные антиномии современности // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2022. Т. 11. № 5-1.
  10. Ларина М. В., Багашина Л. Е. Образ антигероя в современной прозе: от традиционализма к метафизическому реализму // Сибирский филологический форум. 2023. № 1 (23).
  11. Панченко М. М. Эмоциональная амбивалентность правдивой коммуникации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 11.
  12. Самофалова А. С. Сопоставительный анализ когнитивных матриц концепта-оппозиции ГЕРОЙ/HERO – АНТИГЕРОЙ/ANTIHERO // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2019. Т. 5. № 3 (19).
  13. Скарабис М. Конфликт ценностей и амбивалентность чувств // Психология. 2004. Т. 1. № 1.
  14. Субботина М. Амбивалентность героя в контексте изучения социального благополучия, или Поиски героического в новой социально-медийной реальности // Социологическое обозрение. 2020. Т. 19. № 3.
  15. Tetlock P. E., Peterson R. S., Lerner J. S. Revising the value pluralism model: Incorporating social content and context postulates // The Psychology of Values: The Ontario Symposium. 1996. Vol. 8.

Информация об авторах

Лобанова Юлия Владимировна

к. филос. н.

Московский политехнический университет

Миронов Александр Алексеевич

Московский политехнический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 23 апреля 2025.
  • Опубликована: 28 мая 2025.

Ключевые слова

  • эмоционализация
  • образ антигероя как эмоциональный аттрактор
  • внутриличностный конфликт
  • экономизация эмоций
  • инициализация реципиента
  • амбивалентность антигероя
  • эмоциональный триггер
  • emotionalization
  • image of the antihero as an emotional attractor
  • intrapersonal conflict
  • economization of emotions
  • recipient initialization
  • ambivalence of the antihero
  • emotional trigger

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)