Проблема исследования идейно-художественных программ китайского традиционного пейзажа в контексте синкретического духовно-художественного постижения единого Дао
Аннотация
Цель настоящего исследования заключается в установлении причинно-следственной связи возникновения феномена китайского пейзажа как самостоятельного живописного жанра в эпоху правления династий Тан и Сун периода VI-XIII веков под влиянием синкретизма основных религиозно-философских школ Китая. В статье дается анализ влияния синкретизма китайской религиозно-философской картины мира на идейно-художественные программы пейзажной живописи как медитативного способа постижения единого Дао. Поскольку традиционный китайский пейзаж представляет собой религиозно-философскую медитативную практику духовно-визуального постижения непостижимого Дао, постольку пейзаж невозможно рассматривать лишь только с художественно-эстетической точки зрения, как отдельное художественное произведение, в отрыве от его религиозно-философского содержания. Научная новизна данного исследования состоит в том, что автором впервые вполне обоснованно доказывается прямая зависимость между идейно-художественными программами традиционного китайского пейзажа и религиозно-философских учений Китая, визуально отображающих в красках традиционные духовно-медитативные практики постижения Дао. Поэтому китайский пейзаж как проявление самостоятельного живописного жанра следует воспринимать аналогично образной визуализации религиозного богословского учения в христианской изографии (иконописной традиции) восточно-православного христианства.
Источники
- Ван Вэй. О живописи // Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М: Люкс, 2004a.
- Ван Вэй. Тайны живописи // Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М: Люкс, 2004b.
- Ван И. Секреты портрета // Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М: Люкс, 2004.
- Ван Сэнцянь. Славословие духовному смыслу письма // Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М: Люкс, 2004.
- Ван Ян, Орлов И. И. Краткий обзор степени изученности традиционного искусства Китая. Историография проблемы // Вестник Российского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова: Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. 2023. № 3. Ч. 1.
- Ван Ян, Орлов И. И., Бердник Т. О. Синкретизм картины мира, оказавший влияние на традиционную пейзажную живопись Китая // Вестник Российского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова: Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. 2024. № 1-1. https://doi.org/10.37485/1997-4663_2024_1_1_90_103
- Вигасин А. А., Дандамаев М. А., Крюков М. В., Кузищин В. И., Массон В. М., Редер Д. Г., Соловьева С. С., Деопик Д. В. История Древнего Востока: учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. «История» / под ред. В. И. Кузищина. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1988.
- Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал / пер. и комментарий К. Ф. Самосюк. М.: Восточная литература, 1978.
- Го Си. Высокий смысл лесов и потоков // Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М: Люкс, 2004.
- Малявин В. В. Китайское искусство. М.: ACT, Астрель, 2004.
- Роули Д. Принципы китайской живописи / пер. с англ. В. В. Малявина // Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М.: Люкс, 2004.
- Ce Хэ. Шесть законов живописи // Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М: Люкс, 2004.
- Таранов П. С. Философия сорока пяти поколений // Художник Ю. Д. Федичкин. М.: АСТ, 1999.
- У Тайсы. Об изображении цветов сливы // Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М: Люкс, 2004.
- Фэнь Ю-лань. Краткая история китайской философии / пер. Р. В. Котенко; науч. ред. Е. А. Торчинов. СПб.: Евразия, 2017.
- Хань Фэй-цзы. Суждение о живописи // Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М: Люкс, 2004.
- Хуан Юэ. Фазы живописца // Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М: Люкс, 2004.
- Цай Юн. Слово о письме. Фигуры силы // Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М: Люкс, 2004.
- Цао Чжао. Основы оценки древностей // Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М: Люкс, 2004.
- Цзун Бин. Предуведомление к изображению гор и вод // Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М: Люкс, 2004.
- Цзян Ци. Рецепт портрета // Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М: Люкс, 2004.
- Чжу Цзиньсюань. Записки о прославленных живописцах династии Тан // Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М: Люкс, 2004.
- Ши-тао. Беседы о живописи / пер. с кит. Е. В. Завадской. М.: Наука, 1978. 208 с.
- Шэнь Гуа. О живописи // Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В. В. Малявина. М: Люкс, 2004.
- Cahill J. The Compelling Image: Nature and Style in Seventeenth-Century Chinese Painting. Cambridge – L.: Harvard University Press, 1982.
- Hearn M. K. How to read Chinese Paintings. N. Y.: Metropolitan Museum of Art, 2008.
- Vang E., Orlov I. I., Polovinkina M. L. А Brief Overview of Historiography of Traditional Chinese Art // Scientific achievements of the third millennium: Collection of Scientific Papers based on the results of an XXI International scientific conference (Los Angeles, August 15, 2023). Los Angeles, 2023. https://doi.org/10.18411/satm-08-2023-03
- 苏繁昌. «一画论» 哲学基础研究。// 期刊:美术大观 (Су Фанчан. Фундаментальные исследования философии трактата «Беседы о живописи» // Художественный обзор. 2010. 08 ноября. No. 11.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 21 мая 2025.
- Опубликована: 5 июня 2025.
Ключевые слова
- традиционный китайский пейзаж
- Дао
- книга «Ицзин»
- школа «сюань сюэ»
- «небесные образы»
- принцип «кай-хэ»
- система Чжу Си
- школа «ли сюэ»
- «учение о принципе»
- traditional Chinese landscape
- Tao
- the book “I Ching”
- school “Xuan Xue”
- “heavenly images”
- the principle of “kai-he”
- the Zhu Xi system
- the school “li Xue”
- “the doctrine of the principle”
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»