Трактовка китайских фольклорно-жанровых прообразов в Первой сонате для аккордеона «Великий поход» Ли Юйцю (1996)
Аннотация
Цель исследования – выявить специфику межкультурного «диалога» в образности и стилистике Первой сонаты для аккордеона «Великий поход» Ли Юйцю (1996). В статье представлены разноплановые историко-биографические факторы, определившие музыкальное содержание, национальные фольклорно-жанровые черты драматургии, композиции программного четырехчастного цикла. В статье проанализирована специфика оригинального авторского тематизма. Научная новизна состоит в том, что анализ семантико-стилевого диалога и межжанровых связей (европейские академические жанры) на материале Первой сонаты Ли Юйцю предпринят впервые. Результаты исследования показали, что при усложненном ладотональном контексте оригинальные музыкальные темы композитора насыщены элементами китайского фольклора, имитацией тембров народных инструментов. Это существенно расширило выразительную и техническую палитру аккордеона, обогатило его звучание китайскими национальными оттенками. Выявлена большая роль программности в драматургии и композиции произведения, что проявилось в объединении жанровых признаков сонаты и сюиты. В целом появление Первой сонаты Ли Юйцю способствовало продуктивному развитию музыки для баяна и аккордеона в современном китайском профессиональном творчестве.
Источники
- Ван Дэцун. К истории развития аккордеонного репертуара в Китае (1949-1966) // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2014. № 3 (33).
- Ван Дэцун. Пути развития аккордеонного репертуара в последней четверти XX века // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 32.
- Дай Мэнин. Черты стиля в произведениях Ли Юйцю для баяна и аккордеона // Университетский научный журнал. 2024. № 83.
- И Лань. Китайское аккордеонное искусство: национальный характер и духовные приоритеты // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2023. Т. 48. № 1.
- Лескова Т. В. Стилевые процессы китайской профессиональной музыки для кларнета в свете идей эволюционизма и открытой рациональности: к вопросу о перспективах изучения // Журнал изящных искусств. Наука и образование. 2024. № 2 (2).
- Папенина А. Н., Чжан Цун. Специфика произведений для аккордеона и баяна китайских и европейских композиторов: к вопросу влияний и самоидентичности // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12. № 1.
- Пэн Чэн. Ладовая система китайской музыки и её претворение в творчестве композиторов XX века: дисс. … к. иск. Н. Новгород: ННГК им. М. И. Глинки, 2011.
- Чжан Цун. Стиль творчества и исполнительства китайского композитора-аккордеониста Ли Юйцю // Университетский научный журнал. 2023. № 73.
- Чжао Мин. Периодизация развития баянно-аккордеонного искусства в Китае // Манускрипт. 2020. № 12.
- 王琦。李遇秋手风琴曲《天女散花》赏析,艺术教育,2006年第7期。(Ван Ци. Анализ произведения Ли Юйцю «Богиня рассыпает лепестки цветов» для аккордеона // Образование в сфере искусства. 2006. № 7.)
- 王萃。和声技法在中国的发展及现状,乐府新声——沈阳音乐 学院学报,2012年第1期。(Ван Цуй. Становление и развитие гармонии в китайских композициях // Юэфу Синьшэн (Временник Шэньянской консерватории). 2012. № 1.)
- 苏菊。论李遇秋的手风琴音乐创作,重庆:西南师范大学,2004年9月。 (Су Джу. Композитор Ли Юйцю – творчество для аккордеона: дисс. … магистра музыковедения. Чунцин: Юго-Западный педагогический университет, 2004.)
- 朱文淇。李遇秋手风琴奏鸣曲研究 山东: 山东师范大学 2005年04月。(Чжу Вэньци. Исследование сонат для аккордеона Ли Юйцю. Шаньдун: Шаньдунский педагогический университет, 2005.)
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 26 мая 2025.
- Опубликована: 1 июля 2025.
Ключевые слова
- музыка китайских композиторов
- баян
- аккордеон
- программная соната
- композитор и фольклор
- Ли Юйцю
- music of Chinese composers
- bayan
- accordion
- programmatic sonata
- composer and folklore
- Li Yuqiu
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»