• Научная статья
  • 4 июля 2025
  • Открытый доступ

Река забвения, или Идентификация Рубенса: декадентские метафоры в ранней рецепции творчества художника

Аннотация

Целью работы является выявление элементов декадентского дискурса в ранней рецепции творчества Питера Пауля Рубенса. Труды Роже де Пиля и других представителей эстетики и теории искусства ХVII-ХVIII веков анализируются с учетом метаморфоз декадентской культуры (Эдгар По, Бодлер). Статья посвящена ранней рецепции творчества Рубенса (Роже де Пиль) и ее рассмотрению в контексте современной теоретической литературы о великом фламандском художнике (Светлана Альперс). Данная публикация развивает ряд общих положений о природе классического искусства, высказанных автором в серии работ о происхождении современной эстетики (Рыков, 2023а; 2023b; 2022). Научная новизна: имеющиеся в отечественном и зарубежном искусствознании теоретические концепции творчества Рубенса дополняются за счет новой интерпретации ряда ключевых источников. Барочная метафора универсального гения впервые анализируется в связи с романтической поэтикой преступления (Бодлер, Эдгар По) и ее отголосками в классическом искусстве. Впервые прослеживается декадентская родословная метафорической ткани интерпретаций Рубенса. Маньеристическая (декадентская) линия в европейском искусствознании выявлена на конкретном примере формирования одной мифологемы (беспамятство).

Источники

  1. Базен Ж. История истории искусства / пер. К. А. Чекалова. М.: Прогресс, 1995.
  2. Баль М. Визуальный эссенциализм и объект визуальных исследований / пер. Я. Левченко // Логос. 2012. № 1 (85).
  3. Беньямин В. О понятии истории / пер. С. Ромашко // Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. М.: РГГУ, 2012.
  4. Буркхардт Я. Рубенс / пер. И. Стребловой. СПб.: Академический проект, 2000.
  5. Винкельман И. И. Пояснение к мыслям о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре // Винкельман И. И. Избранные произведения и письма / пер. А. А. Алявдиной. М. − Л.: Academia, 1935.
  6. Дюбо Ж.-Б. Критические размышления о Поэзии и Живописи / пер. Ю. Н. Стефанова. М.: Искусство, 1976.
  7. Кристева Ю. Силы ужаса. Эссе об отвращении / пер. А. Костиковой. СПб.: Алетейя, 2003.
  8. Лазарев В. Н. Рубенс // Лазарев В. Н. Старые европейские мастера. М.: Искусство, 1974.
  9. Пиль Р. Беседы о понимании живописи и о том, как должно судить о картинах. Здесь говорится также о жизни Рубенса и о некоторых его самых прекрасных произведениях (Париж, 1677) / пер. А. А. Ахматовой, Н. В. Брагинской, К. С. Егоровой // Петер Пауль Рубенс. Письма, документы, суждения современников / ред. К. С. Егорова. М.: Искусство, 1977.
  10. Рыков А. В. «Бьюти-пространство» Боттичелли, поп-арт и гностики (к вопросу о становлении классического искусства) // Studia Culturae. 2023a. Вып. 4 (58). https://doi.org/10.31312/2310-1245-2023-58-153-166
  11. Рыков А. В. Дискурс декаданса в «Истории византийского искусства...» (1876) Никодима Кондакова // Манускрипт. 2024. № 3. https://doi.org/10.30853/mns20240046
  12. Рыков А. В. Классическое искусство, или Универсальность лжи (к вопросу об интерпретации теоретического дискурса ХVI-ХVIII веков) // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. 2023b. № 2. https://doi.org/10.24412/2686-7443-2023-2-87-90
  13. Рыков А. В. Лукиан, модернизм и интертекстуальность. К прагматической теории культуры // Вопросы философии. 2022. № 8. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-8-115-124
  14. Фуко М. Археология знания / пер. М. Б. Раковой, А. Ю. Серебрянниковой. СПб.: Университетская книга, 2004.
  15. Чечот И. Д. «Вакх» Рубенса // Чечот И. Д. От Бекмана до Брекера. СПб.: Сеанс, 2016.
  16. Шарикова Е. Б. Роже де Пиль и движение рубенсизма во французском искусстве: автореф. дисс. … к. искусствоведения. М., 1987.
  17. Шидловская Е. XVII век в западноевропейской культуре: первое современное (modern) столетие // Искусствознание 2025. № 1.
  18. Alpers S. The Making of Rubens. New Haven – L.: Yale University Press, 1995.
  19. Călinescu M. Five Faces of Modernity: Modernism, Avant-Garde, Decadence, Kitsch, Postmodernism, Durham: Duke University Press, 1987.
  20. Hauser A. Mannerism: the crisis of the Renaissance and the origin of modern art. L.: Belknap Press, 1986.
  21. Heinse W. Briefe aus der Düsseldorfer Gemäldegalerie. Leipzig: Leipzig, Schmid, 1914.
  22. Riegl A. The Group Portraiture of Holland / trans. by E. M. Kain, D. Britt. Los Angeles, 1999.

Информация об авторах

Рыков Анатолий Владимирович

д. филос. н., к. иск., проф.

Санкт-Петербургский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 27 июня 2025.
  • Опубликована: 4 июля 2025.

Ключевые слова

  • декадентский дискурс
  • творчество Рубенса
  • изобразительное искусство эпохи барокко и классицизма
  • метафора универсального гения
  • романтическая поэтика преступления
  • decadent discourse
  • Rubens’ oeuvre
  • Baroque and Classicism visual art
  • metaphor of the universal genius
  • romantic poetics of crime

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)