• Научная статья
  • 25 июля 2025
  • Открытый доступ

Создание и деятельность национальных учебных заведений Степного края во второй половине XIX – нач. ХХ в.

Аннотация

Цель исследования − определение истории создания и деятельности национальных учебных заведений Степного края во второй половине XIX − начале XX века, а также изменений в содержании образования в них. В статье проводится анализ особенностей функционирования отдельных практик национального образования. Научная новизна предлагаемого материала заключается в выявлении динамики разных типов национального образования (религиозной школы, миссионерской школы, нескольких видов государственной (для подготовки переводчиков, интернаты и пансионы, русско-киргизские училища, аульные школы и др.)), содержания образования и организационных основ деятельности на восточных окраинах империи как инструмента русификации коренного населения и его культурной интеграции в сибирский социум. В результате выяснено, что развитие образовательных практик в отношении инородческого населения Степного края во второй половине XIX − начале XX века происходило в тесной связи с этапами национального образования, которые задавали изменения дискурса об инородческой школе и определялись подвижностью представлений имперской власти о целях и задачах колонизации региона в условиях массового переселенческого движения, притока крестьянства из европейской части страны, административного обустройства территории.

Материалы исследования

  1. Алекторов А. Е. Из истории развития образования среди киргизов Акмолинской и Семипалатинской областей // Журнал министерства народного просвещения. 1905. № 12.
  2. БУ ИсА (Бюджетное учреждение «Исторический архив Омской области»). Ф. 8. Оп. 1. Д. 6. Л. 7.
  3. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 126. Оп. 2. Д. 2131а. Л. 3-19.
  4. К вопросу об устройстве училищ для инородческих детей Казанского учебного округа // Журнал Министерства народного просвещения. 1867. № 124.
  5. Михайлов В. Как учатся софты // Киргизская степная газета. 1894. 30 января.
  6. Обвесительная грамота средней Киригиз-Кайсацкой орды Салтанам, Старшинам и всему народу // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. XXI. № 15.352.
  7. Обзор Акмолинской области за 1915 г. Омск: Тип. Акмолинского обл. стат. ком., 1916.
  8. Положение о школе для казахских детей от 3 июля 1857 г. https://myaktobe.kz/archives/38545
  9. Об устройстве училищной части в Акмолинской и Семипалатинской областях Западной Сибири // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 7. Царствование императора Александра II. 1877-1881. СПб.: Тип. М-ва внутр. дел, 1883.
  10. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 442. Д. 1965. Л. 2.
  11. Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев. СПб.: Тип. т-ва «Обществ. польза», 1869.
  12. Страхова М. Эволюция воспитания у различных народов // Русская школа. 1901. № 7.
  13. Труды Частного совещания, созванного 20-го мая 1907 г. Степным генерал-губернатором по вопросам о нуждах киргизов Степного края. Омск, 1908.
  14. Учебные заведения ведомства Министерства народного просвещения (справочная книга, составленная по официальным сведениям к 1-му января 1895 г.). СПб., 1895.
  15. Центральный государственный архив Республики Казахстан (ЦГА РК). И-142. Оп.1. Д. 1117. Л. 1.
  16. ЦГА РК. И-64. Оп.1. Д. 395. Л. 200 (об).
  17. ЦГА РК. И-64. Оп. 1. Д. 347. Л. 194.

Источники

  1. Бурдина Е. Л. Становление и особенности развития инородческой школы в России во второй половине XIX − начале XX вв.: на примере школ для татар Поволжья: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2007.
  2. Владимирский-Буданов М. Ф. Государственное народное образование в России с XVII века до учреждения министерств. Ярославль: Тип. Г. Ф. Фалька, 1874.
  3. Греховодов М. Н. Народное образование среди киргизского населения Петропавловского уезда Акмолинской области. Казань: Центральная тип., 1913.
  4. Григорьев В. В. Исторический очерк русской школы. М.: Тов-во тип. А. И. Мамонтова, 1900.
  5. Далаева Т. Т. Организация школ в казахской степи (XIX − нач. ХХ вв.): практика включения в российское социокультурное пространство // Российские регионы: взгляд в будущее. 2018. № 1.
  6. Ильминский Н. И. Избранные места из педагогических сочинений. Казань, 1892.
  7. Ильминский Н. И. О системе просвещения инородцев и о Казанской крещено-татарской школе. Казань, 1913.
  8. Картбаева С. М. Инородческое образование как инструмент колонизации Степного края в дискурсе имперских экспертов второй половины ХIХ – начала ХХ в. // Культурный код. 2024. № 4. https://doi.org/10.36945/2658-3852-2024-4-115-129
  9. Куломзин А. Н. Всеподданнейший доклад статс-секретаря Куломзина по поездкам в Сибирь (1896-1897 гг.). СПб.: Гос. тип., 1896.
  10. Лысенко Ю. А. Очерки истории Русской православной церкви в Казахстане. Барнаул, 2011.
  11. Лысенко Ю. А., Жанбосинова А. О., Омурова Ж. О. К вопросу о развитии русско-казахской аульной школы в областях Степного края (середина XIX – начало ХХ века) // Вопросы истории. 2021. № 10 (2). https://doi.org/10.31166/VoprosyIstorii202110Statyi59
  12. Плахотник Т. Ю. Деятельность администрации Степного края в сфере начального образования казахского населения в конце XIX − начале XX вв.: дисс. … к. ист. н. Омск, 2007.
  13. Ремнёв А. В., Суворова Н. Г. Колонизация Азиатской России: имперские и национальные сценарии второй половины XIX – начала XX века: монография. Омск: Издательский дом «Наука», 2013.
  14. Стурова М. В. Русско-казахские школы в системе государственного управления образовательным пространством Степного генерал-губернаторства начала XX в. // Народы и религии Евразии. 2018. № 3 (16).
  15. Тулеулова Б., Шотбакова Л. К., Смагулова Г. М. Формирование системы школьного обучения казахского населения Центрального Казахстана во второй половине XIX − начале ХХ вв. // Былые годы. 2018. № 50.
  16. Чуркина Н. И. Становление педагогического образования в Западной Сибири во второй половине XIX – 1919 гг.: дисс. … д. пед. н. Омск, 2012.

Информация об авторах

Картбаева Сайран Максовна

Омский государственный педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 июля 2025.
  • Опубликована: 25 июля 2025.

Ключевые слова

  • национальное образование
  • инородческое образование
  • дискурс об инородческой школе
  • Степной край
  • образовательная политика Российской империи
  • national education
  • indigenous education
  • discourse about the indigenous school
  • Steppe Region
  • educational policy of the Russian Empire

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)