Создание и деятельность национальных учебных заведений Степного края во второй половине XIX – нач. ХХ в.
Аннотация
Цель исследования − определение истории создания и деятельности национальных учебных заведений Степного края во второй половине XIX − начале XX века, а также изменений в содержании образования в них. В статье проводится анализ особенностей функционирования отдельных практик национального образования. Научная новизна предлагаемого материала заключается в выявлении динамики разных типов национального образования (религиозной школы, миссионерской школы, нескольких видов государственной (для подготовки переводчиков, интернаты и пансионы, русско-киргизские училища, аульные школы и др.)), содержания образования и организационных основ деятельности на восточных окраинах империи как инструмента русификации коренного населения и его культурной интеграции в сибирский социум. В результате выяснено, что развитие образовательных практик в отношении инородческого населения Степного края во второй половине XIX − начале XX века происходило в тесной связи с этапами национального образования, которые задавали изменения дискурса об инородческой школе и определялись подвижностью представлений имперской власти о целях и задачах колонизации региона в условиях массового переселенческого движения, притока крестьянства из европейской части страны, административного обустройства территории.
Материалы исследования
- Алекторов А. Е. Из истории развития образования среди киргизов Акмолинской и Семипалатинской областей // Журнал министерства народного просвещения. 1905. № 12.
- БУ ИсА (Бюджетное учреждение «Исторический архив Омской области»). Ф. 8. Оп. 1. Д. 6. Л. 7.
- Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 126. Оп. 2. Д. 2131а. Л. 3-19.
- К вопросу об устройстве училищ для инородческих детей Казанского учебного округа // Журнал Министерства народного просвещения. 1867. № 124.
- Михайлов В. Как учатся софты // Киргизская степная газета. 1894. 30 января.
- Обвесительная грамота средней Киригиз-Кайсацкой орды Салтанам, Старшинам и всему народу // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. XXI. № 15.352.
- Обзор Акмолинской области за 1915 г. Омск: Тип. Акмолинского обл. стат. ком., 1916.
- Положение о школе для казахских детей от 3 июля 1857 г. https://myaktobe.kz/archives/38545
- Об устройстве училищной части в Акмолинской и Семипалатинской областях Западной Сибири // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 7. Царствование императора Александра II. 1877-1881. СПб.: Тип. М-ва внутр. дел, 1883.
- Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 442. Д. 1965. Л. 2.
- Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев. СПб.: Тип. т-ва «Обществ. польза», 1869.
- Страхова М. Эволюция воспитания у различных народов // Русская школа. 1901. № 7.
- Труды Частного совещания, созванного 20-го мая 1907 г. Степным генерал-губернатором по вопросам о нуждах киргизов Степного края. Омск, 1908.
- Учебные заведения ведомства Министерства народного просвещения (справочная книга, составленная по официальным сведениям к 1-му января 1895 г.). СПб., 1895.
- Центральный государственный архив Республики Казахстан (ЦГА РК). И-142. Оп.1. Д. 1117. Л. 1.
- ЦГА РК. И-64. Оп.1. Д. 395. Л. 200 (об).
- ЦГА РК. И-64. Оп. 1. Д. 347. Л. 194.
Источники
- Бурдина Е. Л. Становление и особенности развития инородческой школы в России во второй половине XIX − начале XX вв.: на примере школ для татар Поволжья: автореф. дисс. … к. пед. н. М., 2007.
- Владимирский-Буданов М. Ф. Государственное народное образование в России с XVII века до учреждения министерств. Ярославль: Тип. Г. Ф. Фалька, 1874.
- Греховодов М. Н. Народное образование среди киргизского населения Петропавловского уезда Акмолинской области. Казань: Центральная тип., 1913.
- Григорьев В. В. Исторический очерк русской школы. М.: Тов-во тип. А. И. Мамонтова, 1900.
- Далаева Т. Т. Организация школ в казахской степи (XIX − нач. ХХ вв.): практика включения в российское социокультурное пространство // Российские регионы: взгляд в будущее. 2018. № 1.
- Ильминский Н. И. Избранные места из педагогических сочинений. Казань, 1892.
- Ильминский Н. И. О системе просвещения инородцев и о Казанской крещено-татарской школе. Казань, 1913.
- Картбаева С. М. Инородческое образование как инструмент колонизации Степного края в дискурсе имперских экспертов второй половины ХIХ – начала ХХ в. // Культурный код. 2024. № 4. https://doi.org/10.36945/2658-3852-2024-4-115-129
- Куломзин А. Н. Всеподданнейший доклад статс-секретаря Куломзина по поездкам в Сибирь (1896-1897 гг.). СПб.: Гос. тип., 1896.
- Лысенко Ю. А. Очерки истории Русской православной церкви в Казахстане. Барнаул, 2011.
- Лысенко Ю. А., Жанбосинова А. О., Омурова Ж. О. К вопросу о развитии русско-казахской аульной школы в областях Степного края (середина XIX – начало ХХ века) // Вопросы истории. 2021. № 10 (2). https://doi.org/10.31166/VoprosyIstorii202110Statyi59
- Плахотник Т. Ю. Деятельность администрации Степного края в сфере начального образования казахского населения в конце XIX − начале XX вв.: дисс. … к. ист. н. Омск, 2007.
- Ремнёв А. В., Суворова Н. Г. Колонизация Азиатской России: имперские и национальные сценарии второй половины XIX – начала XX века: монография. Омск: Издательский дом «Наука», 2013.
- Стурова М. В. Русско-казахские школы в системе государственного управления образовательным пространством Степного генерал-губернаторства начала XX в. // Народы и религии Евразии. 2018. № 3 (16).
- Тулеулова Б., Шотбакова Л. К., Смагулова Г. М. Формирование системы школьного обучения казахского населения Центрального Казахстана во второй половине XIX − начале ХХ вв. // Былые годы. 2018. № 50.
- Чуркина Н. И. Становление педагогического образования в Западной Сибири во второй половине XIX – 1919 гг.: дисс. … д. пед. н. Омск, 2012.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 1 июля 2025.
- Опубликована: 25 июля 2025.
Ключевые слова
- национальное образование
- инородческое образование
- дискурс об инородческой школе
- Степной край
- образовательная политика Российской империи
- national education
- indigenous education
- discourse about the indigenous school
- Steppe Region
- educational policy of the Russian Empire
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»