• Научная статья
  • 28 июля 2025
  • Открытый доступ

Барочная музыка в современном домровом искусстве: критерии исполнительской адаптации

Аннотация

Цель исследования – выявить основные критерии исполнительской адаптации барочной музыки в процессе ее исполнения на современной домре. В статье поднимаются вопросы корректности создания переложений старинной музыки для домры, сохранения стилевых особенностей оригинала, допустимости внесения изменений в авторский текст. Научная новизна исследования определяется противоречием, которое сложилось между исполнительской практикой и её теоретическим осмыслением: в современном домровом репертуаре закрепилось множество барочных произведений в переложении для данного инструмента, но отсутствует их анализ с исполнительской точки зрения. В результате анализа переложений барочной музыки для домры выявлены такие важнейшие критерии её исполнительской адаптации, как стилевое соответствие переложения оригиналу, адекватность воссоздания штриховой и динамической палитры произведения, особенностей его фактуры, сохранение образно-смысловой целостности первоисточника, а также наличие у исполнителя комплексных знаний о специфике музыкально-исполнительского искусства эпохи барокко.

Материалы исследования

  1. Подшивалова Е. А. Концертные произведения эпохи барокко для трехструнной домры: учебно-методическое пособие. Омск: Издательство Омского государственного университета, 2015.
  2. Потёмкина Т. О. Барокко на домре. Доменико Скарлатти. Сонаты. СПб.: Планета музыки, 2023.

Источники

  1. Арнонкур Н. Музыка барокко. Путь к новому пониманию музыки. М. – СПб.: Пальмира, 2019.
  2. Белобров А. А. Интерес россиян к барокко в современной музыкальной культуре // Евразийский Союз Ученых. 2018. № 3-2 (48).
  3. Гинзбург Л. С. Об интерпретации музыки XVIII века // Музыкальное исполнительство. 1973. Вып. 8.
  4. Евсеенко О. А. Стилевое взаимодействие как творческий фактор современного музыкального переложения (на примере домры) // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2014. № 3 (33).
  5. Жебровская А. С. Транскрипции клавирных сонат классической эпохи в современном репертуаре домриста // Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. № 4 (53). https://doi.org/10.52469/20764766_2023_04_75
  6. Кванц И. Из трактата «Искусство игры на флейте» (1752) // Музыкальная академия. 1999. № 3.
  7. Коденко И. И. Формирование аутентичного исполнительства как тенденция музыкальной культуры ХХ-ХХI ст. // Science Review. 2019. № 9 (26).
  8. Лопатова Е. С. Современное состояние академического исполнительства на домре // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 44.
  9. Лопатова Е. С., Лебедев А. Е. Инструментальный универсализм в современном академическом исполнительстве на домре // Манускрипт. 2019. Т. 12. Вып. 1. https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.1.29
  10. Махан В. В. Домра в России: истоки и возрождение: автореф. дисс. … к. иск. М., 2017.
  11. Скрябина Е. Г. Домровое исполнительское искусство: из истории профессионального образования // Музыкальное искусство и образование. 2022. Т. 10. № 4. https://doi.org/10.31862/2309-1428-2022-10-4-164-178
  12. Смирнова Т. Н. Транскрипционное творчество в современном домровом искусстве: автореф. дисс. … к. иск. Ростов н/Д, 2016.

Информация об авторах

Забавская Елена Ивановна

Российская академия музыки имени Гнесиных, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 июня 2025.
  • Опубликована: 28 июля 2025.

Ключевые слова

  • адаптация барочной музыки для домры
  • переложение для домры
  • артикуляция на домре
  • динамические возможности домры
  • исторически информированное исполнительство
  • adaptation of Baroque music for the domra
  • arrangement for the domra
  • articulation on the domra
  • dynamic capabilities of the domra
  • historically informed performance

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)