Барочная музыка в современном домровом искусстве: критерии исполнительской адаптации
Аннотация
Цель исследования – выявить основные критерии исполнительской адаптации барочной музыки в процессе ее исполнения на современной домре. В статье поднимаются вопросы корректности создания переложений старинной музыки для домры, сохранения стилевых особенностей оригинала, допустимости внесения изменений в авторский текст. Научная новизна исследования определяется противоречием, которое сложилось между исполнительской практикой и её теоретическим осмыслением: в современном домровом репертуаре закрепилось множество барочных произведений в переложении для данного инструмента, но отсутствует их анализ с исполнительской точки зрения. В результате анализа переложений барочной музыки для домры выявлены такие важнейшие критерии её исполнительской адаптации, как стилевое соответствие переложения оригиналу, адекватность воссоздания штриховой и динамической палитры произведения, особенностей его фактуры, сохранение образно-смысловой целостности первоисточника, а также наличие у исполнителя комплексных знаний о специфике музыкально-исполнительского искусства эпохи барокко.
Материалы исследования
- Подшивалова Е. А. Концертные произведения эпохи барокко для трехструнной домры: учебно-методическое пособие. Омск: Издательство Омского государственного университета, 2015.
- Потёмкина Т. О. Барокко на домре. Доменико Скарлатти. Сонаты. СПб.: Планета музыки, 2023.
Источники
- Арнонкур Н. Музыка барокко. Путь к новому пониманию музыки. М. – СПб.: Пальмира, 2019.
- Белобров А. А. Интерес россиян к барокко в современной музыкальной культуре // Евразийский Союз Ученых. 2018. № 3-2 (48).
- Гинзбург Л. С. Об интерпретации музыки XVIII века // Музыкальное исполнительство. 1973. Вып. 8.
- Евсеенко О. А. Стилевое взаимодействие как творческий фактор современного музыкального переложения (на примере домры) // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2014. № 3 (33).
- Жебровская А. С. Транскрипции клавирных сонат классической эпохи в современном репертуаре домриста // Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. № 4 (53). https://doi.org/10.52469/20764766_2023_04_75
- Кванц И. Из трактата «Искусство игры на флейте» (1752) // Музыкальная академия. 1999. № 3.
- Коденко И. И. Формирование аутентичного исполнительства как тенденция музыкальной культуры ХХ-ХХI ст. // Science Review. 2019. № 9 (26).
- Лопатова Е. С. Современное состояние академического исполнительства на домре // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 44.
- Лопатова Е. С., Лебедев А. Е. Инструментальный универсализм в современном академическом исполнительстве на домре // Манускрипт. 2019. Т. 12. Вып. 1. https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.1.29
- Махан В. В. Домра в России: истоки и возрождение: автореф. дисс. … к. иск. М., 2017.
- Скрябина Е. Г. Домровое исполнительское искусство: из истории профессионального образования // Музыкальное искусство и образование. 2022. Т. 10. № 4. https://doi.org/10.31862/2309-1428-2022-10-4-164-178
- Смирнова Т. Н. Транскрипционное творчество в современном домровом искусстве: автореф. дисс. … к. иск. Ростов н/Д, 2016.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 6 июня 2025.
- Опубликована: 28 июля 2025.
Ключевые слова
- адаптация барочной музыки для домры
- переложение для домры
- артикуляция на домре
- динамические возможности домры
- исторически информированное исполнительство
- adaptation of Baroque music for the domra
- arrangement for the domra
- articulation on the domra
- dynamic capabilities of the domra
- historically informed performance
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»