• Научная статья
  • 20 октября 2025
  • Открытый доступ

Библиометрический анализ китайских диссертационных исследований о русской фортепианной музыке

Аннотация

Цель исследования – проанализировать динамику и выявить основные тенденции развития китайской научной документации о русской фортепианной музыке на примере библиометрического анализа диссертационных работ. В этой связи в качестве материала исследования были отобраны и проанализированы 889 докторских и магистерских диссертаций, размещенных в китайских базах данных «Китайская национальная инфраструктура знаний» (CNKI) и «Ванфан» (CDD) в период с 2000 по 2023 годы. Научная новизна исследования определяется тем, что впервые к анализу китайских диссертаций о русском фортепианном искусстве был применен библиометрический подход, позволивший проследить количественные изменения объема научной литературы в обозначенной области, выявить наиболее приоритетные направления, тематику и предпочтительный музыкальный материал диссертационных работ. В результате установлено, что большую часть диссертационной литературы составляют магистерские исследования (883 работы), ориентированные на изучение преимущественно репертуарных произведений русской фортепианной классики, рассматриваемых в свете проблем исполнительской интерпретации. Малочисленная группа докторских диссертаций (6 работ) представлена музыковедческими исследованиями, посвященными изучению советской и российской фортепианной литературы XX века. В целом, при стремительном росте количества диссертационных работ о русском фортепианном искусстве в обозначенной области знаний наблюдается неравномерность информационного насыщения, проявляющаяся в чрезмерной концентрации исследований на одних предметных областях при недостаточной изученности других, что свидетельствует о формировании в китайской научной литературе фрагментарных представлений о русской фортепианной музыке и связанных с ней явлениях российской музыкальной культуры.

Материалы исследования

  1. 程楚楚.施尼特凯创作中的十二音技法研究[D]. 南京艺术学院, 2022 (Чэн Чучу. Двенадцатитоновая техника в произведениях Шнитке: дисс. … д. иск. Наньцзин, 2022).
  2. 蒋兴忠.普罗科菲耶夫九首钢琴奏鸣曲和声研究[D]. 中央音乐学院, 2011 (Цзян Синчжун. Гармония в девяти фортепианных сонатах Прокофьева: дисс. … д. иск. Пекин, 2011).
  3. 李妍.阿连斯基与拉赫玛尼诺夫的钢琴组曲研究[D]. 东北师范大学, 2017 (Ли Янь. Фортепианные сюиты Аренского и Рахманинова: дисс. … д. иск. Чанчунь, 2017).
  4. 梁红旗.索菲亚·古拜杜丽娜音乐作品技法特征研究[D]. 上海音乐学院, 2006 (Лян Хунци. Особенности композиторской техники в произведениях Софии Губайдулиной: дисс. … д. иск. Шанхай, 2006).
  5. 梁军.杰尼索夫作品中的织体特征−兼及其主要音乐语汇研究[D]. 上海音乐学院, 2015 (Лян Цзюнь. Фактура в музыке Эдисона Денисова как основа музыкальной лексики композитора: дисс. … д. иск. Шанхай, 2015).
  6. 吴宁. 柴可夫斯基钢琴套曲《四季》研究 [M]. 山东师范大学, 2000 (У Нин. Исследование фортепианного цикла Чайковского «Времена года»: магистерская дисс. Шаньдун, 2000).
  7. 臧婷.扎杰拉茨基《24首前奏曲与赋格》研究[D]. 哈尔滨音乐学院, 2021 (Цзан Тин. «24 прелюдии и фуги» В. Задерацкого: дисс. … д. иск. Харбин, 2021).
  8. 张晨. 俄罗斯钢琴音乐的姐妹篇−柴科夫斯基"第一"与拉赫玛尼诺夫"第二"钢琴协奏曲的比较分析 [M]. 首都师范大学, 2000 (Чжан Чен. Сестры русской фортепианной музыки: сравнительный анализ Первого концерта Чайковского и Второго концерта и Рахманинова: магистерская дисс. Пекин, 2000).
  9. 沈旋, 梁晴, 王丹丹. 西方音乐史导学: 新版. − 上海: 上海音乐学院出版社, 2022 (Шэнь Сюань, Лян Цин, Ван Дань-дань. История западной музыки. Шанхай: Издательство Шанхайской консерватории, 2022).

Источники

  1. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства: в 3 ч. Изд-е 2-е, доп. М.: Музыка, 1988. Ч. I-II.
  2. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства: в 3 ч. М.: Музыка, 1982. Ч. III.
  3. Алексеев А. Д. Русская фортепианная музыка от истоков до вершин творчества: предглинкинский период, Глинка и его современники, А. Рубинштейн, Могучая кучка. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963.
  4. Ань Жань. Традиции русской фортепианной школы в современной профессиональной системе подготовки педагогов-музыкантов: автореф. дисс. … к. пед. н. М.: МГПУ, 2022.
  5. Ван Дэцун, Усачева О. В. Изучение русской вокальной музыки в Китае (на примере анализа данных китайских диссертационных исследований) // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2023. № 4 (71).
  6. Гаккель Л. Фортепианная музыка XX века. Очерки. Изд-е 2-е, доп. Л.: Советский композитор, 1990.
  7. Кольцова И. В. Генезис и пути развития русского фортепианного искусства Серебряного века: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2012.
  8. Левашова О. Е. Камерная инструментальная музыка // История русской музыки: в 10 т. / глав. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Музыка, 1985. Т. 3. XVIII век. Ч. 2.
  9. Маршакова-Шайкевич И. Россия в мировой науке. Библиометрический анализ. М.: ИФ РАН, 2008.
  10. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. Изд-е 5-е. М.: Музыка, 1988.
  11. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М.: Музыка, 1980.
  12. Прайс Д. С. Квоты цитирования в точных и неточных науках, технике и не-науке // Вопросы философии. 1971. № 3.
  13. Смирнов М. А. Русская фортепианная музыка: черты своеобразия. М.: Музыка, 1983.
  14. Федирко О. П. Ученые степени в России и Китае // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы VIII Международной научно-практической конференции, Благовещенск – Хэйхэ, Чанчунь, Шэньян, 21-28 мая 2018 г. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2018. Вып. 8.
  15. Хуан Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2008.
  16. Чжан Сяоцзя. Реализация теории и практики российской фортепианной педагогики в музыкальных школах Китая: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2023.
  17. 邱均平.文献计量学(第二版). 北京:科学出版社,2019年 (Цю Цзюньпин. Библиометрия. Изд-е 2-е. Пекин: Наука, 2019).
  18. 王德聪. 文献学视域下的俄罗斯音乐文献整理与研究−以九所音乐学院学刊发表论文为例(1989-2019) // 音乐文化研究. 2023 (01) (Ван Дэцун. Систематизация и анализ документации о русской музыке с точки зрения библиометрии: на примере публикаций CNKI в научных журналах девяти консерваторий (1989-2019) // Исследования музыкальной культуры. 2023. № 1).
  19. 王小栋,王战军,蔺跟荣. 中国研究胜教育70年发展历程,路经与成效 // 中国高教研究. 2019 (10) (Ван Сяодун, Ван Чжаньцзюнь, Линь Гэньжун. 70-летняя история последипломного образования в Китае: пути развития и достижения // Исследования высшего образования Китая. 2019. № 10).

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках научного проекта «Китайско-российские взаимные исследования и научная документация в области музыки (1989-2019)». Исследования в области гуманитарных и социальных наук Министерства образования КРН за 2020 год, № 20YJC760094.

Информация об авторах

Ван Дэцун

к. иск.

Музыкальный институт Университета г. Линьи, Китайская Народная Республика

Усачева Ольга Викторовна

к. пед. н.

Музыкальный институт Университета г. Линьи, Китайская Народная Республика

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 сентября 2025.
  • Опубликована: 20 октября 2025.

Ключевые слова

  • русская фортепианная музыка
  • китайское музыкознание
  • магистерская и докторская диссертации
  • библиометрический подход
  • Russian piano music
  • Chinese musicology
  • master’s thesis and doctoral dissertation
  • bibliometrics approach

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)