Камерная опера Леонида Десятникова «Бедная Лиза»: диалог с «Пеллеасом и Мелизандой» Клода Дебюсси
Аннотация
Цель исследования – выявление преемственных связей между первой оперой известного российского композитора Л. А. Десятникова «Бедная Лиза» (1976) и оперой К. Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» (1902). Посредством компаративного анализа в статье выделяются общие стилевые признаки, господствующие в данных сочинениях. Это ослабленная театральность партитур, проявленная в статичном действии опер и слабой конкретике в изложении сюжетов; эмоциональная монохромность, обусловленная вокальной декламацией и ostinato; мрачная атмосфера действия, созданная холодными оркестровыми тембрами, диссонирующей гармонией, трагическими инструментальными эпизодами и проявлениями рока; альянс музыки и слова, отразившийся в их структурной взаимосвязи и символисткой трактовке литературного текста. Данные свойства определяют облик либретто, музыкальной драматургии и музыкального языка обеих опер. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые выявлено воздействие «Пеллеаса и Мелизанды» на оперу «Бедная Лиза», об этом влиянии неоднократно говорил сам композитор. В результате исследования установлено, что художественные находки Дебюсси Десятников пропускает сквозь призму собственного стиля, а общие свойства «Пеллеаса…» и «Бедной Лизы» оказываются созвучны традициям жанра советской камерной оперы.
Материалы исследования
- Дебюсси К. Опера «Пеллеас и Мелизанда»: клавир. М.: Музыка, 1976.
- Десятников Л. А. Опера «Бедная Лиза»: клавир. СПб: Композитор ‧ Санкт-Петербург, 2008.
- Десятников Л. А. Сидишь и снимаешь стружку. Совершенно кустарный труд [Интервью А. Ю. Мунипова] // Афиша Воздух. 2015. 13 октября. https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/music/leonid-desyatnikov-sidish-i-snimaesh-struzhku-sovershenno-kustarnyy-trud/
- Карамзин Н. М. Избранные сочинения: в 2 т. М. – Л: Художественная литература, 1964. Т. 1.
- Мунипов А. Ю. Фермата. Разговоры с композиторами. М.: Новое изд-во, 2019. https://www.litres.ru/book/aleksey-munipov/fermata-43111744/
Источники
- Басок М. А. Современная камерная опера. К проблеме специфики жанра: дисс. … к. иск. М., 1983.
- Богатырева Е. А., Аксиненко Д. В. Леонид Десятников. Камерная опера «Бедная Лиза» (История создания. Либретто и литературный первоисточник) // Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2021. № 11.
- Волкова П. С. Синтетический художественный текст: опыт анализа (на примере оперы Л. Десятникова «Бедная Лиза») // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 2 (27).
- Заднепровская Г. В. Отечественный музыкальный театр рубежа XX-XXI вв.: в поисках обновления оперного жанра: дисс. … д. иск. М., 2023. Т. 1.
- Кокорева Л. М. Клод Дебюсси. М.: Музыка, 2010.
- Курышева Т. А. Театральность и музыка. М.: Советский композитор, 1984.
- Павлов Д. Н. Композиционная техника К. Дебюсси в лирической драме «Пеллеас и Мелизанда»: новая трактовка жанра оперы // Приволжский научный вестник. 2012. № 12 (16).
- Синельникова О. В., Трунов Д. О. Стилевые ориентиры камерно-вокального творчества Леонида Десятникова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 54.
- Соколова Е. Ю. «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси и А. Шенберга: к проблеме интерпретации драмы // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2012. № 4 (25).
- Степанова И. В. Слово и музыка. Диалектика семантических связей: автореф. дисс. … д. иск. М., 1999.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 20 октября 2025.
- Опубликована: 30 октября 2025.
Ключевые слова
- Л. А. Десятников
- К. Дебюсси
- опера «Бедная Лиза»
- опера «Пеллеас и Мелизанда»
- L. A. Desyatnikov
- C. Debussy
- opera “Poor Lisa”, opera “Pelleas and Melisande”
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»