• Original research article
  • November 30, 2018
  • Open access

“THE LAMENTATION OF THE VIRGIN MARY” AS A PHENOMENON OF MEDIEVAL POETICAL AND MUSICAL CULTURE

Abstract

The article provides a comprehensive study of the phenomenon of the poetical and musical implementation of the storyline “The Lamentation of the Virgin Mary” in the medieval artistic culture. The author analyses the origins and identifies the basic development trends of this storyline in art: canonical (ecclesiastical), secular (theatrical and dramatic, concert), folkloric (spiritual and religious folk art). The research sphere conditioned the necessity to apply to both Eastern/Orthodox and Western/Catholic Christian traditions. By the material of the works by Saint Romanos the Melodist, Symeon the Metaphrast (Logothete), Blessed Jacopone da Todi “The Lamentation of the Virgin Mary” is considered in the aspect of ontological, esthetical, ideological and confessionally conditioned peculiarities.

References

  1. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. Книга третия: Каноны Постной Триоди. СПб.: Синод. типография, 1856. 242 с.
  2. Буйневич А. В. Образный строй и стилевые особенности поэзии Якопоне да Тоди [Электронный ресурс]. URL: http://krotov.info/libr_min/02_b/uy/nevich_2004.htm (дата обращения: 12.09.2018).
  3. Гаспаров М. Л. Место латинской литературы в литературе XII-XIII вв. Клерикальные жанры средневековой латинской литературы // История всемирной литературы: в 9-ти т. / Академия наук СССР, Институт мировой литературы им. А. М. Горького; гл. ред. Г. П. Бердников. М.: Наука, 1984. Т. 2. С. 499-507.
  4. Гуляницкая Н. Nova musica sacra: жанровая панорама [Электронный ресурс]. URL: http://www.opentextnn.ru/ music/epoch%20/XX/?id=3792 (дата обращения: 12.09.2018).
  5. Жоссан Н. Ю. Претворение жанра плача в русской хоровой музыке второй половины ХХ - ХХI веков // Проблемы музыкальной науки. 2015. № 1 (18). С. 50-54.
  6. Карпов П. Е. Творчество А. Ларина в контексте традиций Московской хоровой школы: автореф. дисс. … к. искусствоведения. Саратов, 2006. 26 с.
  7. Керн Киприан, архимандрит. Не рыдай Мене, Мати // Керн Киприан, архимандрит. «Взгляните на лилии полевые…»: курс лекций по литургическому богословию. Решма: Макариев-Решемская обитель, 1999. С. 50-56.
  8. Красовицкая М. С. Литургика: курс лекций. Изд-е 7-е, испр. и доп. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. 224 с.
  9. Кураев Андрей, диакон. Протестантам о православии [Электронный ресурс]. URL: http://prihod.rugraz.net/assets/ pdf/Andrej_Kuraev-Protestantam_o_Pravslavii.pdf (дата обращения: 20.09.2018).
  10. Немкова О. В. Марианская лауда как позднесредневековый феномен взаимодействия клерикальной и мирской культур // Проблемы музыкальной науки. 2013. № 2 (13). С. 258-262.
  11. Роман Сладкопевец, преподобный. Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, на двунадесятые праздники и на каждый день Страстной седмицы / пер. с древнегреч. диакона Сергия Цветкова. М.: Типогр. Л. Ф. Снегирёва, 1881. 203+VIII с.
  12. Савельева О. А. Книжные плачи в древнерусской литературе: дисс. … к. филол. н. Новосибирск, 1994. 305 с.
  13. Свиридова А. В. Образ Богоматери в хоровых циклах Ю. Фалика и Д. Смирнова // Южно-российский музыкальный альманах. 2011. № 1. С. 29-38.
  14. Симеон Логофет Метафраст, преподобный. Слово на Плач Пресвятыя Богородицы, когда Она объяла, приняв со Креста, Честное Тело Господа нашего Иисуса [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Metafrast/slovo-na-plach-presvjatyja-bogoroditsy-kogda-ona-ob-jala-prinjav-so-kresta-chestnoe-telo-gospoda-nashego-iisusa-hrista/ (дата обращения: 20.09.2018).
  15. Симеон Метафраст, св. Канон о Распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы. Творение Симона Логофета. Изд-е 4-е. СПб.: Синодальная тип., 1912. 31 с.
  16. Симеон Новый Богослов, преподобный. Слово Третье. О том, что нам надлежит испытать самих себя, имеем ли мы блаженства Христовы, потому что они (добродетели, ими указуемыя) суть знак печати (Христовой) // Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова / в пер. на рус. яз. с новогреческаго епископа Феофана. Изд-е 2-е. М.: Афонский Русский Пантелеимонов монастырь, 1892. С. 32-44.
  17. Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона. С историческим введением. М.: Паломник, 1995. Вып. 1-3. 936 с.
  18. Сквирская Т. З. Плач и покаяние в древнерусских песнопениях: дисс. … к. искусствоведения. СПб., 1993. 236 с.
  19. Страсти по Матфею. Епископ Иларион (Алфеев) [Электронный ресурс]. URL: http://intoclassics.net/news/2016-05-06-18769 (дата обращения: 12.09.2018).
  20. Топорова А. В. Религиозная поэзия // История литературы Италии: в 4-х т. / ред. М. Л. Андреев, Р. И. Хлодовский. М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2000. Т. 1. Средние века. С. 109-149.
  21. Успенский Н. Д. Кондаки св. Романа Сладкопевца // Богословские труды. 1968. Сб. 4. С. 191-201.
  22. Успенский Н. Д. Роман Сладкопевец и его кондаки [Электронный ресурс]: актовая речь на торжественном заседании совета Ленинградской Духовной Академии 9 октября 1966 года // Библиотека Якова Кротова. URL: http://krotov.info/ library/20_u/sp/ensky_n_2.htm (дата обращения: 18.09.2018).

Author information

Ol'ga Vyacheslavovna Nemkova

Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninov

About this article

Publication history

  • Received: October 10, 2018.
  • Published: November 30, 2018.

Keywords

  • «язычество» в музыке
  • примитивизм
  • фовизм
  • художественно-эстетическая мариология
  • страстно́й богородичный сюжет
  • апокриф
  • “paganism” in music
  • primitivism
  • fauvism
  • artistic and aesthetic Mariology
  • passionate virgin plot
  • apocrypha

Copyright

© 2018 The Author(s)
© 2018 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)