• Review
  • October 21, 2019
  • Open access

FORMATION OF F. A. RUBTSOV’S TUNE-INTONATION CONCEPTION (ON THE 115TH ANNIVERSARY OF HIS BIRTHDAY)

Abstract

The most significant works of Leningrad musicologist Feodosy Antonovich Rubtsov (1904-1986) “Intonation Relations in Slavonic Vocal Folklore”, “Tonal Arrangement of the Russian Folk Songs”, “Semantic Meaning of Cadences in Calendar Songs” provide a tune-intonation analysis of the Slavonic ritual songs. The analysis of the unpublished textbook “Anthology of Folk Musical Art” allows identifying the sources within his sphere of interest, tracing the development of conceptions on tonal structures and verbal intonation.

References

  1. Архив Фольклорно-этнографического центра имени А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (Архив ФЭЦ СПбГК РФ). Рукописный фонд Ф. А. Рубцова. П. 5.
  2. Всеволодский-Гернгросс В. Н. Теория русской речевой интонации. П.: Государственное изд-во, 1922. 128 с.
  3. Горковенко А. А. Критика справа // Советская музыка. 1967. № 1. С. 137-139.
  4. Гошовский В. Л. У истоков народной музыки славян: очерки по музыкальному славяноведению. М.: Советский композитор, 1971. 304 с.
  5. Земцовский И. И. Мелодика календарных песен. Л.: Музыка, Ленинградское отд-е, 1975. 224 с.
  6. Квитка К. В. Ангемитонные примитивы и теория Сокальского // Квитка К. В. Избранные труды: в 2-х т. М.: Советский композитор, 1971. Т. 1. С. 286-308.
  7. Квитка К. В. Об историческом значении календарных песен // Квитка К. В. Избранные труды: в 2-х т. М.: Советский композитор, 1971. Т. 1. С. 73-100.
  8. Квитка К. В. Об областях распространения некоторых типов белорусских календарных и свадебных песен // Белорусские народные песни / сост. З. В. Эвальд; ред., предисл. Е. В. Гиппиуса. Л. - Мн.: Музгиз, 1941. С. 123-131.
  9. Квитка К. В. Пентатоника у славянских народов // Квитка К. В. Избранные труды: в 2-х т. М.: Советский композитор, 1971. Т. 1. С. 279-284.
  10. Квитка К. В. Первобытные звукоряды // Квитка К. В. Избранные труды: в 2-х т. М.: Советский композитор, 1971. Т. 1. С. 215-274.
  11. Квитка К. В. Песни украинских зимних обрядовых празднеств // Квитка К. В. Избранные труды: в 2-х т. М.: Советский композитор, 1971. Т. 1. С. 103-155.
  12. Квитка К. В. Явления общности в мелодике и ритмике болгарских народных песен и песен восточных славян // Квитка К. В. Избранные труды: в 2-х т. М.: Советский композитор, 1971. Т. 1. С. 191-212.
  13. Коргузалов В. В. Генетические предпосылки жанровой классификации музыкального фольклора // Русский фольклор. 1975. Т. 15. С. 240-273.
  14. Королькова И. В. Лирические песни в традиционной культуре Северо-Запада России. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2010. 360 с.
  15. Котикова Н. Л. Ф. А. Рубцов // Рубцов Ф. А. Статьи по музыкальному фольклору. Л. - М.: Советский композитор, 1973. С. 3-7.
  16. Кулева С. Р. Неизвестная частушка. Вологда: Изд-во Вологодского обл. научно-методического центра культуры и повышения квалификации, 2008. 247 с.
  17. Линева Е. Э. Великорусские песни в народной гармонизации. СПб.: Изд. АН, 1904. Вып. 1. L+90 с.; 1909. Вып. 2. LXXX+65 с.
  18. Лобкова Г. В. Древности Псковской земли: жатвенная обрядность: образы, ритуалы, художественная система. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. 223 с.
  19. Мельник (Якубовская) Е. И. Образование вариантов в народной песенной традиции: на материале лирических песен Устьянского района Архангельской области: дисс. … к. искусствоведения. Л., 1985. 189 с.
  20. Мехнецов А. М. Народно-песенная культура русского старожильческого населения Западной Сибири. СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. 208 с.
  21. Мехнецов А. М. Традиция как основополагающий принцип народной музыкальной культуры // Русская народная песня: стиль, жанр, традиция: сб. науч. ст. Л.: Изд-во Ленинградской гос. консерватории, 1985. С. 5-19.
  22. Орлова Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: история становления и сущность. М.: Музыка, 1984. 302 с.
  23. Попова И. С. Типология фольклорных форм в системе масленичных обрядов Новгородской области: автореф. дисс. … к. искусствоведения. СПб., 1998. 27 с.
  24. Рубцов Ф. А. Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов: опыт исследования. Л.: Советский композитор, 1962. 115 с.
  25. Рубцов Ф. А. Основы ладового строения русских народных песен. Л.: Музыка, 1964. 96 с.
  26. Рубцов Ф. А. Смысловое значение кадансов в календарных песнях // Вопросы теории и эстетики музыки: сб. статей. Л.: Музыка, 1962. Вып. 1. С. 125-147.
  27. Руднева А. В. Ладовое строение русских народных песен // Народное музыкальное творчество: очерки по теории фольклора / ред.-сост. Н. Н. Гилярова, Л. Ф. Костюковец. М.: Советский композитор, 1990. С. 104-138.
  28. Сокальский П. П. Русская народная музыка великорусская и малорусская в ее строении мелодическом и ритмическом и ее отличия от основ современной гармонической музыки. Х.: Тип. А. Дарре, 1888. 368 с.
  29. Христиансен Л. Л. Лед тронулся // Советская музыка. 1966. № 7. С. 129-136.
  30. Эвальд З. В. Социальное переосмысление жнивных песен белорусского Полесья // Эвальд З. В. Песни белорусского Полесья / под ред. Е. В. Гиппиуса. М.: Советский композитор, 1979. С. 15-32.
  31. Юсфин А. Г. В поисках истины // Советская музыка. 1967. № 1. С. 134-137.

Author information

Evgeniya Sergeevna Red'kova

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory

About this article

Publication history

  • Published: October 21, 2019.

Keywords

  • Феодосий Антонович Рубцов
  • сравнительное музыкознание
  • лад
  • звукоряд
  • речевая интонация
  • мелос
  • попевка
  • календарно-обрядовый фольклор
  • музыкальный фольклор славян
  • Feodosy Antonovich Rubtsov
  • comparative musicology
  • scale
  • tone row
  • verbal intonation
  • melos
  • melody
  • calendar and ritual folklore
  • Slavonic musical folklore

Copyright

© 2019 The Author(s)
© 2019 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)