• Original research article
  • March 31, 2020
  • Open access

Dithyramb - Concert Romance in the Russian Chamber-Vocal Culture of the Second Half of the XIX Century: Transformation of Piano Part

Abstract

In the cycle of three articles, the Russian chamber romance transformation into a new concert genre - dithyramb - is considered. The author analyses prerequisites for transformation of dithyramb’s piano part: significance of piano part in ensemble compositions increases considerably, just as role of orchestra in opera scores. Role of outstanding pianists-composers, authors of chamber-vocal lyrical music, in formation of dithyramb’s performance criteria is determined. Prerequisites for appearance of a new profession - vocal concertmaster - are revealed.

References

  1. Амброс А. В. Роберт Шуман. Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1988. 65 с.
  2. Асафьев Б. Важнейшие этапы развития русского романса // Асафьев Б. Русский романс. Л.: Академия, 1930. C. 5-24.
  3. Асафьев Б. Русский романс ХIХ века // Асафьев Б. Русская музыка ХIХ и начала ХХ века. Л.: Музыка, 1979. C. 55-99.
  4. Балакирев М. А. Избранные романсы для голоса с фортепиано. М.: Музыка, 1968. 63 с.
  5. Баренбойм Л. Антон Григорьевич Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность: в 2-х т. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1962. Т. 2. 1867-1894. 490 с.
  6. Васина-Гроссман В. Русский классический романс ХIХ века. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. 353 с.
  7. Воспоминания о Рахманинове: в 2-х т. / сост., ред., предисл., коммент. и указатели З. А. Апетян. Изд-е 5-е, доп. М.: Музыка, 1988. Т. 1. 528 с.
  8. Воспоминания о Шуберте / сост., пер., предисл. и прим. Ю. Хохлова. М.: Музыка, 1964. 412 с.
  9. Вульфиус П. «Прекрасная мельничиха» Шуберта // Вопросы музыкознания: сб. статей. М.: Музгиз, 1960. Т. 3. С. 694-737.
  10. Вульфиус П. Франц Шуберт: монография. М.: Музыка, 1983. 447 с.
  11. Ганзбург Г. И. Театрализация и драматизация камерных жанров в вокальной музыке Р. Шумана // Искусство: теория и история. 2012. № 5. С. 91-125.
  12. Гольдшмидт Г. Франц Шуберт. Жизненный путь / ред., предисл. и прим. Ю. Хохлова. Изд-е 2-е, доп. М.: Музыка, 1968. 453 с.
  13. Житомирский Д. Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1964. 879 с.
  14. Зарицкая Р. И. Балакирев и его романсы // Русский романс: сб. статей. Л.: Академия, 1930. С. 66-103.
  15. Исаев В. С. Режиссирующая функция концертмейстера в камерно-вокальном ансамбле // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2017. № 3 (45). С. 55-59.
  16. Кюи Ц. Избранные статьи. Л.: Госмузгиз, 1952. 691 с.
  17. Ларош Г. Избранные статьи: в 5-ти вып. Л.: Музыка, 1977. Вып. 4. Симфоническая и камерно-инструментальная музыка. 319 с.
  18. Лист Ф. Избранные статьи. М.: Государственное музыкальное издательство, 1959. 462 с.
  19. Лист Ф. Песни для голоса с фортепиано: в 3-х т. М.: Музыка, 1981. Т. 2. 155 с.
  20. Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1755-1917: словарь: в 2-х ч. М.: Сов. композитор, 1991. Ч. 1. 423 с.
  21. Рахманинов С. Романсы. Полное собрание. М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. 330 с.
  22. Римский-Корсаков Н. А. Пять романсов для голоса с фортепиано (высокий голос). М. - Л.: Музгиз, 1948. 19 с.
  23. Русанова Н. А. Вклад С. В. Рахманинова в развитие русского классического романса // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 1 (137). С. 81-83.
  24. Степанидина О. Д. Дифирамб - концертный романс в русской камерно-вокальной культуре второй половины XIX века: трансформация вокальной партии // Манускрипт. 2019. Т. 12. Вып. 5. С. 167-174.
  25. Степанидина О. Д. Проблемы взаимосвязи вокальной и фортепианной партий в русском романсе: дисс. … к. искусствоведения. М., 1984. 144 с.
  26. Фишер-Дискау Д. По следам песен Шуберта // Исполнительское искусство зарубежных стран / сост., ред., коммент. и вступ. ст. Я. И. Мильштейна. М.: Музыка, 1981. Вып. 9. С. 169-234.
  27. Хохлов Ю. Н. Песни Шуберта. Черты стиля. М.: Музыка, 1987. 302 с.
  28. Чайковский П. И. Музыкально-критическое наследие. Переиздание. Л.: Музыка, 1986. 365 с.
  29. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений: в 17-ти т. М.: Музгиз, 1959. Т. 5. Письма. 518 с.
  30. Чайковский П. Романсы. Полное собрание: для голоса в сопровождении фортепиано: в 4-х т. М.: Музыка, 1966. Т. 1. 131 с.
  31. Шапинская Е. Н. «Зимний путь» Шуберта: музыкально-поэтический текст и контексты современных интерпретаций // Ярославский педагогический вестник. 2015. Т. 1. № 1. С. 144-150.
  32. Шуберт Ф. Избранные песни: в 6-ти т. М.: Музыка, 1975. Т. 1. Песни на слова И. В. Гёте. 215 с.
  33. Шуман Р. О музыке и музыкантах: собрание статей: в 2-х т. М.: Музыка, 1979. Т. 2. 294 с.
  34. Шуман Р. Собрание вокальных сочинений: в 5-ти т. М.: Музыка, 1964. Т. 2. 162 с.
  35. Шуман Р. Собрание вокальных сочинений: в 5-ти т. М.: Музыка, 1966. Т. 3. 166 с.
  36. Энгель Ю. Д. Глазами современника. Избранные статьи о русской музыке (1898-1918). М.: Сов. композитор, 1971. 523 с.

Author information

Ol’ga Dmitrievna Stepanidina

Saratov State Conservatoire

About this article

Publication history

  • Received: January 26, 2020.
  • Published: March 31, 2020.

Keywords

  • трансформация жанра романса
  • эволюция
  • фортепианная партия
  • концертный романс
  • дифирамб
  • значение пианистов
  • вокальный концертмейстер
  • romance genre transformation
  • evolution
  • piano part
  • concert romance
  • dithyramb
  • pianists’ role
  • vocal concertmaster

Copyright

© 2020 The Author(s)
© 2020 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)