• Original research article
  • July 15, 2020
  • Open access

The Term “Musical Pronunciation” in Choral Performance - Myth or Reality: Systematic Review

Abstract

This systematic review introduces the notion “musical pronunciation” into the theory of choral pronunciation. The researchers’ attention is focused on analysing the conceptual aspect of the basic scientific and methodological works of outstanding choral conductors P. G. Chesnokov, G. A. Dmitrevsky, A. A. Egorov et al. concerning interpretation of the notions “diction”, “articulation” correlating with the notion “pronunciation”. Scientific originality of the study lies in the fact that for the first time the authors provide a comprehensive analysis of the choral terminology. The research findings are as follows: the notion “musical pronunciation” is defined in relation to choral performance.

References

  1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс: в 2-х кн. / ред., вступ. ст. и коммент. Е. М. Орловой. Л.: Музгиз, 1963. Кн. 1-2. 378 с.
  2. Баренбойм Л. А. Артикуляция // Музыкальная энциклопедия: в 6-ти т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1973. Т. 1. Стб. 229-230.
  3. Безбородько О. А. Музыкальное произношение и артикуляция как композиторские средства выразительности [Электронный ресурс]. URL: https://visnik.org/pdf/v2012-15-25-bezborodko.pdf (дата обращения: 12.06.2020).
  4. Браудо И. А. Артикуляция (о произношении мелодии) / под ред. Х. С. Кушнарева. Л.: Музгиз, 1961. 198 с.
  5. Булатова Л. Б. Стилевые черты артикуляции в фортепианной музыке XVIII - первой половины XIX века: учеб. пособие для фп. фак. муз. вузов. М.: Музыка, 1991. 123 с.
  6. Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. 102 с.
  7. Дмитревский Г. А. Хороведение и управление хором: элементарный курс. Изд-е 2-е. М.: Музгиз, 1957. 106 с.
  8. Докшицер Т. А. Путь к творчеству. М.: Муравей, 1999. 212 с.
  9. Егоров А. А. Теория и практика работы с хором. М.: Музгиз, 1951. 239 с.
  10. Егоров Б. М. К вопросу о систематизации баянных штрихов // Баян и баянисты: сб. метод. мат-лов. М.: Совет. композитор, 1984. Вып. 6. С. 104-128.
  11. Живов В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения. М.: Музыка, 1987. 95 с.
  12. Живов В. Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. 272 с.
  13. Имханицкий М. И. Новое об артикуляции и штрихах в музыкальном интонировании: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: РАМ им. Гнесиных, 2018. 232 с.
  14. Кислицын Н. А. Произношение, артикуляция, штрих - метаморфозы понятий в науке и музыкальной практике // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 35. С. 182-186.
  15. Краснощеков В. И. Вопросы хороведения: учеб. пособие для дир.-хор. фак. консерваторий. М.: Музыка, 1969. 299 с.
  16. Кузнецов Ю. М. Практическое хороведение. М.: Спутник+, 2009. 361 с.
  17. Левандо П. П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974. 282 с.
  18. Максимов В. А. Баян. Основы исполнительства и педагогики. Психомоторная теория артикуляции на баяне. СПб.: Композитор, 2004. 255 с.
  19. Пушечников И. Ф. Значение артикуляции на гобое // Методика обучения игре на духовых инструментах: очерки. М.: Музыка, 1971. Вып. 3. С. 62-91.
  20. Репчанская Т. А. Штрих // Музыкальная энциклопедия: в 6-ти т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Совет. энциклопедия, 1982. Т. 6. Стб. 431-432.
  21. Риман Г. Произношение [Электронный ресурс] // Риман Г. Музыкальный словарь. URL: http://enc.biblioclub.ru/ Termin/73835_Proiznoshenie (дата обращения: 12.06.2020).
  22. Садовников В. И. Орфоэпия в пении: учеб. пособие. М.: Музгиз, 1958. 78 с.
  23. Самарин В. А. Хороведение и хоровая аранжировка: учеб. пособие для студ. муз.-пед. фак. высш. пед. учеб. заведений. М.: Academia, 2002. 351 с.
  24. Самарин В. А. Хороведение: учеб. пособие для студ. муз. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. Изд-е 2-е, стереотип. М.: Academia, 2000. 208 с.
  25. Сокол А. В. Теория музыкальной артикуляции / ред. Ю. Е. Семенов. Одесса: ОКФА, 1995. 208 с.
  26. Соколов Вл. Г. Работа с хором: учеб. пособие для муз. учеб. заведений. М.: Музыка, 1967. 228 с.
  27. Степанов Б. А. Основные принципы практического применения смычковых штрихов. М.: Музгиз, 1960. 110 с.
  28. Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором: учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2002. 176 с.
  29. Титов Е. С. Теоретические основы музыкальной артикуляции: дисс. … к. иск. Ростов-на-Дону, 2002. 219 с.
  30. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/ozhegov (дата обращения: 12.06.2020).
  31. Черныш Э. Э. Вопросы теории музыкальной артикуляции: от традиций XVIII в. к актуальным проблемам терминологии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. Т. 2. Филология и искусствоведение. № 3 (2). С. 176-182.
  32. Чесноков П. Г. Хор и управление им: пособие для хоровых дирижёров / ред. и прим. С. В. Попова. Изд-е 2-е. М.: Музгиз, 1952. 224 с.

Author information

Elena Olegovna Kaz’mina

Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninov

Valeriya Vadimovna Terintsova

Tambov State Musical Pedagogical Institute named after S. V. Rachmaninov

About this article

Publication history

  • Received: May 18, 2020.
  • Published: July 15, 2020.

Keywords

  • музыкальное произношение
  • дикция
  • артикуляция
  • труды по хороведению
  • систематический обзор
  • musical pronunciation
  • diction
  • articulation
  • choral studies
  • systematic review

Copyright

© 2020 The Author(s)
© 2020 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)