• Original research article
  • July 15, 2020
  • Open access

Mari “Shamanism”: Problems of Definition

Abstract

The study aims to determine whether the definitions “shaman”, “shamanism” can be applied to the priestly tradition of the Mari autochthonous religion. The article examines particularities of the activity undertaken by certain categories of “the wise” and the immediate leaders conducting pagan worship services (the “kart” or “onaeng” priests) from the perspective of the “shamanism” phenomenon. The research is novel in that it attempts to carry out a comparative retrospective analysis of the considered issue using the data collected by the author in the field. As a result of the study, it has been determined that it is not possible to use the term “shaman” to refer to the priests of the Mari traditional religion due to the lack of the elements relating to shaman practices in their ritual activity both in the past and at present.

References

  1. Багин С. А. Гадатели и знахари у царевококшайских черемис: этнографический очерк свящ. С. А. Багина, действительного члена Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1910. 14 с.
  2. Васильев В. М. Материалы для изучения верований и обрядов народа мари. Краснококшайск: Маробиздат, 1927. 127 с.
  3. Герасимов О. М. Народная музыка народа мари: традиции и современность. Йошкар-Ола, 1999. 55 с.
  4. Золотницкий Н. И. Корневой чувашско-русский словарь, сравненный с языками и наречиями разных народов тюркского, финского и других племен. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1875. 279 с.
  5. Золотницкий Н. И. Невидимый мир по шаманским воззрениям черемис: из лекций в Казанском миссионерском институте Н. И. Золотницкого. Казань: Унив. тип., 1877. 27 с.
  6. Зыков И. В. Религиозные течения среди марийцев. Н. Новгород: Огиз; Нижегородское краевое издательство, 1932. 50 с.
  7. Интервью с Альбертом Ивановичем Рукавишниковым // Colloquium Heptaplomeres. 2014. № 1. С. 163-170.
  8. Кузнецов С. К. Остатки язычества у черемис. СПб., 1885. 31 с.
  9. Кузнецов С. К. Черемисская секта Кугу Сорта. М.: Тип. Имп. Московского ун-та, 1909. 59 с.
  10. Михайловский В. М. Шаманство (сравнительно-этнографические очерки). М.: Т-во скоропеч. А. А. Левенсон, 1892. Вып. I. 151 с.
  11. Мосс М. Социальные функции священного: избранные произведения / пер. с фр., под общ. ред. И. В. Утехина. СПб.: Евразия, 2000. 448 с.
  12. Павлова А. Н. Семантика марийского обрядового костюма // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 18 (156). С. 70-76.
  13. Попов Н. С. Из истории зарождения религиозного движения марийцев по возрождению язычества в конце ХХ века // Этнологические проблемы в поликультурном обществе: материалы Всероссийской школы-семинара «Национальные отношения и современная государственность» (г. Йошкар-Ола, 28-29 июня 2000 г.). Йошкар-Ола: ТОО «Полиграфленд», 2000. Вып. 1. С. 118-131.
  14. Рапорт священников И. Троицкого и Д. Пернянгашевского от 26 мая 1818 г., в Козмодемьянское духовное правление по делу о нарушениях норм христианской веры марийцами прихода с. Шапкина Козмодемьянского уезда. Государственный архив Республики Марий Эл. Ф. 172. Оп. 1. Д. 167. Л. 746-747. Подлинник // Весна народов: этнополитическая история Волго-Уральского региона: сб. документов. Sapporo, 2002. С. 65-66.
  15. Саберов Р. А. Жречество мари (конец XX - начало XXI века): проблемы институционализации // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 4: в 3-х ч. Ч. 1. С. 264-268.
  16. Саберов Р. А. Служители культа марийской традиционной религии в XVIII - начале XXI века. Н. Новгород: Типография «Поволжье», 2018. 134 с.
  17. Токарев С. А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. 622 с.
  18. Харитонова В. И. Исследование феномена или обоснование теорий? // Этнографическое обозрение. 2007. № 1. С. 56-69.
  19. Шкалина Г. Е. Священный мир марийский. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2019. 303 с.
  20. Шкалина Г. Е. Традиционная культура народа мари. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003. 208 с.
  21. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Изд-е 2-е. М.: Академический проект, 2015. 398 с.
  22. Яковлев Г. Религиозные обряды черемис. Казань: Типо-лит. В. М. Ключникова, 1887. 87 с.
  23. Ямурзин А. А. О некоторых аспектах современного состояния язычества в Башкортостане (на примере язычества мари) // Вестник Башкирского университета. 2007. № 1. С. 113-115.
  24. Ярыгин А. Ф. Современные проявления дохристианских верований марийцев. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1976. 76 с.

Author information

Rushan Anvyarovich Saberov

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

About this article

Publication history

  • Received: May 11, 2020.
  • Published: July 15, 2020.

Keywords

  • марийцы
  • язычество
  • этнорелигия
  • жрец
  • шаман
  • колдун
  • the Mari
  • paganism
  • ethnic religion
  • priest
  • shaman
  • wise man

Copyright

© 2020 The Author(s)
© 2020 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)