• Original research article
  • November 3, 2020
  • Open access

Role of Education in the Fourth Industrial Revolution (Social-Philosophical Analysis)

Abstract

The study aims to reveal social and historical features of the influence that industrial revolutions in general and the Fourth Industrial Revolution (Industry 4.0) in particular have on social functions of educational institutions within the framework of a social-philosophical analysis. The article summarises and analyses the social-philosophical forecasts characterising revolutionary shifts in the processes of acquiring, distributing and transferring knowledge through the education system in the context of such a phenomenon as the Fourth Industrial Revolution. Scientific novelty of the research lies in developing a concept of relationship between industrial revolutions and the education system. As a result, the main probabilistic fundamental technical and social events, which are of paramount importance for reproduction of the education system, are identified and characterised.

References

  1. Арутюнов В. С., Стрекова Л. Н. Социологические основы научной деятельности. М.: Наука, 2003. 298 с.
  2. Волков С. В. Интеллектуальный слой в советском обществе. М.: ИНИОН РАН, 1999. 250 с.
  3. Вяземский Е. Е. Болонский процесс как построение единого образовательного пространства стран Европы // Проблемы современного образования. 2011. № 1. С. 11-17.
  4. Демиденко Э. С. Перспективы образования в меняющемся мире // Социологические исследования. 2005. № 2 (250). С. 80-86.
  5. Долженко Р. А., Долженко С. Б. Трансформация стратегии вуза в рамках четвертой промышленной революции // Урал - XXI век: регион инновационного развития: материалы II Международной научно-практической конференции: в 2-х т. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2017. Т. 1. С. 207-212.
  6. Искакова А. Б. Смена образовательных парадигм в высшем образовании в условиях четвертой промышленной революции // Вестник университета Туран. 2019. № 2 (82). С. 254-258.
  7. Кивлева Н. В. Образование в России второй половины XX века [Электронный ресурс]. URL: https://proza.ru/ 2013/04/15/20 (дата обращения: 08.08.2020).
  8. Корзина М. И. Вызовы четвертой промышленной революции: Россия и мир // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. 2020. № 37. С. 6-12.
  9. Корзина М. И., Сковородкин С. С. Применение технологии дополненной реальности в энергетических системах // Виртуальное моделирование, прототипирование и промышленный дизайн: в 3-х т. / под общ. ред. М. Н. Краснянского. Тамбов: Издательский центр ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», 2018. Т. 1. С. 175-178.
  10. Кошелев В. С., Оржеховский И. В., Синица В. И. Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в. Мн.: БГУ, 2009. 231 с.
  11. Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М.: Просвещение, 1987. 319 с.
  12. Курцвейл Р. Эволюция разума, или Бесконечные возможности человеческого мозга, основанные на распознавании образов. М.: Эксмо, 2018. 317 с.
  13. Макулин А. В. Визиософия: монография: в 2-х ч. Архангельск: Изд-во Северного гос. мед. ун-та, 2017. Ч. I. Око Линкея и щит Персея. 480 с.
  14. Макулин А. В. Наука и философия модерна в плену «клеточной власти» таблиц: модели, метафоры, аналогии // Общество: философия, история, культура. 2016. № 1. С. 30-34.
  15. Макулин А. В. Эволюция табличного метода в истории философии: от мистики Древнего Востока до новоевропейского мышления // Общество: философия, история, культура. 2015. № 6. С. 24-26.
  16. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50-ти т. Изд-е 2-е. М.: Политиздат, 1973. Т. 47. Экономическая рукопись 1861-1863 гг. 418 с.
  17. Меньшиков В. М. Развитие образования в Западной Европе в XVII-XVIII вв. [Электронный ресурс]. URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/41983.php (дата обращения: 08.08.2020).
  18. Население России за 100 лет (1811-1913 гг.): стат. очерки / под ред. акад. С. Г. Струмилина. М.: Госстатиздат, 1956. 352 с.
  19. Основные тенденции развития образования в современном мире [Электронный ресурс]. URL: https://www.unipage.net/ ru/student_statistics (дата обращения: 08.08.2020).
  20. Павленок П. Д. Социология: избранные работы 1991-2003 гг. М.: Дашков и К, 2004. 582 с.
  21. Полное собрание законов Российской империи. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830-1885. № 30328.
  22. Праздников Г. А. Болонский процесс в смысловом пространстве современного образования // Социологические исследования. 2005. № 10. С. 42-47.
  23. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. 287 с.
  24. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. 416 с.
  25. Рейтинг стран по количеству людей с высшим образованием [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/ media/show_me_world/reiting-stran-po-kolichestvu-liudei-s-vysshim-obrazovaniem-5eb03d746c1563221812375f (дата обращения: 08.08.2020).
  26. Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009. 176 с.
  27. Фуко М. Око власти // Фуко М. Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью / пер. с франц. С. Ч. Офертаса; под общ. ред. В. П. Визгина, Б. М. Скуратова. М.: Праксис, 2002. С. 220-247.
  28. Шапошников Г. Н. Процессы модернизации и информационные революции // История науки и техники в современной системе знаний / под ред. В. В. Запарий. Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2016. С. 234-242.
  29. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2016. 209 с.
  30. Шваб К., Дэвис Н. Технологии четвертой промышленной революции / пер. АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка». М.: Эксмо, 2018. 320 с.
  31. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2008. 864 с.
  32. Black Mirror and Philosophy: Dark Reflections / ed. by D. K. Johnson; series editor W. Irwin. Hoboken, N. J.: John Wiley and Sons, 2020. 352 p.

Author information

Maria Igorevna Korzina

Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov

About this article

Publication history

  • Received: August 9, 2020.
  • Published: November 3, 2020.

Keywords

  • социальная философия
  • четвертая промышленная революция
  • индустрия 4.0
  • дополненная реальность
  • образование
  • social philosophy
  • Fourth Industrial Revolution
  • Industry 4.0
  • augmented reality
  • education

Copyright

© 2020 The Author(s)
© 2020 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)