• Original research article
  • March 15, 2021
  • Open access

Design as Means of Patriotic Education

Abstract

The purpose of the study is to determine whether it would be sensible to use design as a means of patriotic education and self-education. The article substantiates the turn to this problem, taking into account trends in modern societal development. The author analyses design’s potential as a means of forming a person’s worldview, a source for creation and actualisation of the Motherland images. Scientific novelty of the study lies in systematising the reached conclusions, substantiating a crucial role of subject-spatial environment in formation and development of a person’s patriotic consciousness. As a result, it is proved that design should be considered as one of the key means for fostering patriotism.

References

  1. Аваков И. И. Формирование образа Родины средствами дизайна // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы I Всероссийской научной конференции. М.: МХПИ, 2016. С. 96-98.
  2. Быстрова Т. Ю. Философия дизайна. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 128 с.
  3. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы / под общ. ред. С. В. Дармодехина, А. К. Быкова. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007. 328 с.
  4. Гриднева Э. А. Дизайн-практики эстетики бизнеса // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2011. № 3. Ч. 1. С. 382-386.
  5. Данильченко О. В., Назарова В. С. Актуализация образа родины через шрифт. Возможности и перспективы кириллицы // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы III Международной научной конференции. М.: МХПИ, 2019. С. 371-377.
  6. Дуброва В. А. Отражение образа Родины в творчестве студентов художественного вуза как результат патриотического воспитания // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы Международной научной конференции. М.: МХПИ, 2017. С. 202-207.
  7. Дуброва В. А. Яркий образ России в современном дизайне и декоративно-прикладном искусстве // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы I Всероссийской научной конференции. М.: МХПИ, 2016. С. 82-87.
  8. Дулатова О. Р., Федотова В. С., Глаголева А. К. К вопросу формирования системы патриотического воспитания в Московском художественно-промышленном институте // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы Международной научной конференции. М.: МХПИ, 2017. С. 54-58.
  9. Егорычев А. М., Ткаченко А. В. Формирование гражданско-патриотического сознания: национальные социокультурные основания // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы Международной научной конференции. М.: МХПИ, 2017. С. 61-66.
  10. Калиничева М. М., Жердев Е. В., Новиков А. И. Научная школа эргодизайна ВНИИТЭ: предпосылки, истоки, тенденции становления: монография. М. - Оренбург: ВНИИТЭ; ИПК ГОУ ОГУ, 2009. 368 с.
  11. Комолова А. Р. Возможности формирования образа Родины средствами искусства и дизайна в современных условиях // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы I Всероссийской научной конференции. М.: МХПИ, 2016. С. 66-69.
  12. Левенцева Е. Н. Формирование патриотического воспитания пластическим языком дизайна // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы III Международной научной конференции. М.: МХПИ, 2019. С. 540-546.
  13. Медведев В. Ю. Дизайн в среде предметного мира культуры // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2009. № 2 (17). С. 75-78.
  14. Молодова Е. А. Роль музея «История полиграфии, книгоиздания МГУП им. И. Федорова» в патриотическом воспитании будущих дизайнеров // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы II Международной научной конференции. М.: МХПИ, 2018. С. 208-213.
  15. Назарова Л. Р. Патриотическое воспитание и формирование общекультурных компетенций молодёжи в образовательной среде вуза средствами дизайна // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы I Всероссийской научной конференции. М.: МХПИ, 2016. С. 54-60.
  16. Новая философская энциклопедия: в 4-х т. / ред. В. С. Степин и др. М.: Мысль, 2010. Т. III. 692 c.
  17. Провалова А. И. Роль прикладного искусства и дизайна в формировании патриотического чувства и гражданской позиции // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы Международной научной конференции. М.: МХПИ, 2017. С. 76-78.
  18. Пряжникова А. Ю., Изотова С. В., Пономаренко И. В. К методологии патриотического воспитания в современной школе: художественно-эстетические аспекты // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы III Международной научной конференции. М.: МХПИ, 2019. С. 556-561.
  19. Холикова А. В. Актуализация образа Родины средствами дизайна костюма // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы I Всероссийской научной конференции. М.: МХПИ, 2016. С. 127-131.
  20. Чикаева Т. А. Родина. Патриотизм (социально-философское исследование). М.: МХПИ, 2019. 129 с.
  21. Чикаева Т. А. Философские предпосылки успешного патриотического воспитания // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2020. Т. 20. № 1. С. 52-55.
  22. Patriotism [Электронный ресурс] // Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: https://plato.stanford.edu/entries/patriotism/ (дата обращения: 22.01.2021).

Author information

Tatiana Alexandrovna Chikaeva

PhD

Moscow Art and Industrial Institute

About this article

Publication history

  • Received: January 12, 2021.
  • Published: March 15, 2021.

Keywords

  • патриотическое воспитание
  • мировоззрение
  • Родина
  • образ Родины
  • дизайн
  • patriotic education
  • worldview
  • Motherland
  • image of Motherland
  • design

Copyright

© 2021 The Author(s)
© 2021 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)