• Original research article
  • September 30, 2021
  • Open access

Russian-Chinese Cooperation in the Sphere of Instrumental Performance: Theoretical Issues

Abstract

Instrumental performance becomes an important sphere of Russian-Chinese cultural cooperation. The research objective includes theoretical justification of the specificity of Russian-Chinese cooperation in this sphere. Scientific originality of the study lies in the fact that the researcher identifies the specificity of Russian and Chinese instrumental schools, reveals the principles of their interaction. The research findings are as follows: the author reveals the contradictive and innovative nature of cultural integration based on the synthesis of instrumental performance theory and national instrumental traditions. This internally contradictive self-developing model enriches national instrumental schools, raises their global rank.

References

  1. Айзенштадт С. А. Фортепианные школы стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония). Проблемы теории, истории, исполнительской практики: автореф. дисс. … д. иск. Новосибирск, 2015. 50 с.
  2. Бянь Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 1994. 22 с.
  3. Ван Ин. Претворение национальных традиций в фортепианной музыке китайских композиторов XX-XXI веков: дисс. … к. иск. СПб., 2008. 216 с.
  4. Варламов Д. И., Виноградова Е. С. Теоретические и методологические основы исследования исполнительской школы в музыкальном искусстве // Фундаментальные исследования. 2013. № 11. Ч. 7. С. 1407-1411.
  5. Гуревич В. А., Се Хэн. Вузовская подготовка пианистов в Китае: век двадцать первый // Университетский научный журнал. Филологические и исторические науки, археология и искусствоведение. 2020. № 58. С. 36-41. DOI: 10.25807/PBH.22225064.2020.58.36.41.
  6. Дань Хунцзянь. Взаимосвязь вокального искусства Китая и России / на кит. яз. // Дом театра. 2015. № 22. С. 50-51.
  7. Дрожжина М. Н. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства ХХ века: дисс. … д. иск. Новосибирск, 2005. 346 с.
  8. Есипова М. В. Об особенностях изучения китайской музыки в России в XXI веке [Электронный ресурс] // Художественная культура. 2017. № 3 (21). URL: http://artculturestudies.sias.ru/2017-3-21/prikladnaya-kulturologiya/5264.html (дата обращения: 09.07.2020).
  9. Королёва В. А. Музыкальное китаеведение в России: историография проблемы // Проблемы истории Китая и международных отношений в трудах китайских исследователей. Владивосток: Дальнаука, 2011. С. 170-182.
  10. Ли Сяоин. Влияние российского музыкального образования на китайское музыкальное образование в первой половине XX века / на кит. яз. // Приграничная экономика и культура. 2011. № 11. С. 130-131.
  11. Лю Юнъу, Юй Чжэнминь. Музыкальное образование в России как образец для воспроизведения: к проблемам в системе отечественного музыкального образования / на кит. яз. // Художественное образование. 2014. № 2. С. 60-61.
  12. Пэн Чэн. Ладовая система юнь-гун-дяо и ее претворение в творчестве китайских композиторов XX века. СПб.: Композитор - СПб, 2013. 220 с.
  13. Скрябина Е. Г. К вопросу методологического определения понятия «домровая исполнительская школа» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-metodologicheskogo-opredeleniya-ponyatiya-domrovaya-ispolnitelskaya-shkola/viewer (дата обращения: 08.11.2020).
  14. Сухова Л. Г. Национальные и интернациональные аспекты российской музыкально-педагогической школы: автореф. дисс. … д. пед. н. М., 2005. 53 с.
  15. Тянь Баовэй. Особенности российского вокального образования как стимул развития вокального образования в Китае / на кит. яз. // Большая сцена. 2013. № 4. С. 180-181.
  16. Федорович Е. Н. Основные отечественные профессиональные музыкально-исполнительские школы XX в. [Электронный ресурс] // Федорович Е. Н. История музыкального образования: учеб. пособие. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т. URL: https://studfile.net/preview/5795232/page:11/(дата обращения: 24.12.2020).
  17. Цзин Цзин. Российское вокальное образование как образец для развития в отечественных педагогических институтах: дисс. на соискание степени магистра / на кит. яз. Шэньян: Ляонинский педагогический университет, 2010. 38 с.
  18. Цзо Чжэньгуань. Русские музыканты в Китае. СПб.: Композитор - СПб, 2014. 336 с.
  19. Ци Цзяньли, Ли Шань. Музыкальное образование и усвоение опыта России / на кит. яз. // Массовое искусство и литература. 2013. № 20. С. 260-261.
  20. Чжан Мини, Лескова Т. В. К истории функционирования кларнета в Китае // Научно-практическая реализация творческого потенциала молодежи: материалы V Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых / науч. ред. Е. В. Савелова; сост. Е. Н. Лунегова. Хабаровск: ХГИК, 2020. С. 276-281.
  21. Шайхутдинов Р. Р. Российские фортепианно-исполнительские школы: к проблеме изучения [Электронный ресурс] // Вестник МГИМ имени А. Г. Шнитке. 2018. № 1. С. 13-19. URL: http://schnittke-mgim.ru/upload/files/vestnik-mgim/1/02-R_Shaikhutdinov-Rossiiskie-fortepiannye-shkoly.pdf (дата обращения: 28.09.2020).
  22. Юй Янань. Значение древнего произношения иероглифа «играть» - «форма» и «смысл» - в анализе ключевых моментов исполнения фортепианного аккомпанемента академических песен на классические стихи / на кит. яз. // Музыкальная жизнь. 2009. № 6. С. 42-43.
  23. Юнусова В. Н. Изучение китайской музыки в России: к проблеме становления отечественной музыкальной синологии // Общество и государство в Китае / редколл.: А. И. Кобзев и др. М.: Институт востоковедения Российской академии наук, 2014. С. 780-788.
  24. Ян Вэнья. Роль эмоций в процессе инструментального исполнения / на кит. яз. // Массовое искусство и литература. 2014. № 8.
  25. Янь Мэйвэй. Образовательные центры Дальнего Востока как элемент русско-китайского межкультурного взаимодействия // Диалог культур тихоокеанской России и сопредельных стран: межэтнические, межгрупповые, межличностные коммуникации: сб. материалов III Национальной науч. конф. с межд. участием. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2020. С. 359-364.
  26. Ячин С. Е., Конончук Д. В., Поповкин А. В., Буланенко М. Е. Дао и телос в смысловом измерении культур восточного и западного типа: монография. Владивосток: ДВФУ, 2011. 324 с.

Funding

The publication is prepared within 2020 young specialists training program in higher school of Heilongjiang province. Project “Innovative Comparative Study on Instrumental Schools in China and Russia”, № UNPYSCT-2020076.

Author information

Mingyi Zhang

Qiqihar University; Khabarovsk State Institute of Culture

About this article

Publication history

  • Received: July 28, 2021.
  • Published: September 30, 2021.

Keywords

  • музыкально-инструментальное искусство
  • исполнительская школа
  • синтез традиций
  • Россия
  • Китай
  • musical instrumental art
  • performance school
  • synthesis of traditions
  • Russia
  • China

Copyright

© 2021 The Author(s)
© 2021 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)