• Original research article
  • November 20, 2021
  • Open access

Transformation of Mountain Woman’s Image in Works of Dagestan Artists in the 1920-1930s: Historical and Sociocultural Aspects

Abstract

The paper aims to use documentary and visual (graphic) sources, to apply the complex methodological approach to describe the transformation process of a mountain woman’s image in the works of Dagestan artists in the first decades of the Soviet system when the Soviet state policy was focused on resolving the “feminine” issue and active involvement of women in the process of Soviet modernization. To meet the goal, the level and the features of fine art development in the region, the gender component of the Da-gestan historical-cultural process, the significant influence of Islamic traditions and norms which remained among the population were taken into account. The scientific originality of the research consists in the interdisciplinary approach to studying art works which show the dynamics of woman’s imagery caused by the processes that took place in the drastically changing society. As a result, the study has shown that the principle of socialist realism established itself in Dagestan fine art, the “feminine issue” took a prominent position which allowed observing the transformation from a mountain woman of an old society system to a new image with clear national features.

References

  1. Аскеров Дж. За большевистскую партийность краеведческих музеев // Революция и горец. 1933. № 5.
  2. Ахмедова З. А. Графика в творчестве М. К.-М. Юнусилау // Вестник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН. 2017. № 12.
  3. Ахмедова З. А. Жанр пейзажа в творчестве первых профессиональных художников Дагестана // Вестник Дагестанского научного центра. 2013. № 50.
  4. Болотова Е. В. Формирование образа советской женщины в 20-30-е гг. XX в. (по материалам публикаций журнала «Работница») // Вестник гуманитарного образования. 2018. № 2.
  5. Воронкина Н. П. Изобразительное искусство советского Дагестана. Страницы истории. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1978.
  6. Воронкина Н. П. М.-А. Джемал. Краткий очерк творчества // Искусство Дагестана: сборник. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1965.
  7. Гаджиева С. Ш., Мелешко А. Г. Женщины Советского Дагестана. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1960.
  8. Гасанова А. И. Раскрепощение женщины-горянки в Дагестане (1920-1940 гг.). Махачкала: Издательство Дагестанского филиала АН СССР, 1963.
  9. Гейбатова-Шолохова З. А. Изобразительное искусство // Очерки истории советского искусства Дагестана. 1917-1941 / отв. ред. Г. Г. Гамзатов. М.: Наука, 1987.
  10. Гугетлова Л. Х. Эмансипация женщин Кабардино-Балкарии в годы советской модернизации (20-30-е гг. XX в.): автореф. дисс. … к. ист. н. Нальчик, 2012.
  11. Дагестан: сборник, составленный бригадой Союза советских писателей СССР / под ред. В. Ставского. М.: Гослитиздат, 1936.
  12. Дагестан глазами российских художников второй половины XIX – XX вв. в собрании ДМИИ им. П. С. Гам-затовой. Махачкала: ИД «Дагестан», 2016.
  13. Дебиров П. М. Портрет в творчестве М.-А. Джемала // Становление профессионального искусства Дагестана (творчество Г. А. Гасанова, М.-А. Джемала, Х.-Б. Н. Аскар-Сарыджи): сборник научных статей / сост. М. А. Якубов. Махачкала: Типография Дагестанского филиала АН СССР, 1982.
  14. Джемал М. Жизнь, схваченная кистью // Дагестанская правда. 1935. 12 октября.
  15. Каймаразов Г. Ш. Культурное строительство в автономных республиках Северного Кавказа. 1920-1960 гг. История. Проблемы взаимодействия. Часть первая. Махачкала: АЛЕФ, 2016.
  16. Каймаразов Г. Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. От времени присоединения к России до наших дней. М.: Наука, 1971.
  17. Каймаразов Г. Ш. Россия и прогресс культуры народов Дагестана (конец XIX - 30-е годы XX в.). Махачкала: ИП Овчинников, 2008.
  18. Кандинский В. О духовном в искусстве (живопись). Л.: ЛОСПС, 1989.
  19. Лаков Н. А. О дагестанском народном костюме // Искусство Дагестана: сборник. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1965.
  20. Лебина Н. Советская повседневность: нормы и аномалии: от военного коммунизма к большому стилю. М.: Новое литературное обозрение, 2018.
  21. Магомедов Д. М., Султанова Г. А., Якубов М. А., Гейбатова-Шолохова З. А., Магомедов А. Дж. Очерки исто-рии советского искусства Дагестана. 1917-1941 / отв. ред. и авт. предисл. Г. Г. Гамзатов. М.: Наука, 1987.
  22. Магомедова-Чалабова М. И. Живопись советского Дагестана (история становления, актуальные проблемы современного развития): автореф. дисс. … к. иск. М., 1986.
  23. Магомедова-Чалабова М. И. Тематическая картина в творчестве М.-А. Джемала // Становление профессионального искусства Дагестана (творчество Г. А. Гасанова, М.-А. Джемала, Х.-Б. Н. Аскар-Сарыджи): сборник научных статей / сост. М. А. Якубов. Махачкала: Типография Дагестанского филиала АН СССР, 1982.
  24. Минаева О. Д. Журнал «Работница» в 1920-1930-е гг.: оформление и специфика применения визуальных жанров // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. Т. 2. № 1.
  25. Мирзабеков М. Я. Модернизационные процессы в культуре народов Дагестана (90-е годы XIX в. - 30-е гг. XX в.). Махачкала: «Наука» ДНЦ, 2010.
  26. Мирошниченко М. И. Развитие первой советской гендерной модели в первой половине 1930-х гг. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2016. Т. 16. № 1.
  27. Мусаясул Халил-бек. Страна последних рыцарей. 1996. URL: http://krotov.info/lib_sec/13_m/us/ayasul.htm
  28. Патахов Г. «Свободный наездник» Халилбека Мусаясул… // Дагестанская правда. 2019. 15 мая. URL: http://dagpravda.ru/kultura/svobodnyj-naezdnik-halimbeka-musaya-sul/
  29. Перебийнос Ф. Большие победы маленькой Чароды // Революция и горец. 1932. № 10-12.
  30. Пушкарева Н. Л. Гендерная система в России и судьбы россиянок // Журнальный клуб «Интелрос». НЛО. 2012. № 117. URL: http://www.intelros.ru/readroom/nlo/nlo-117-2012/16544-gendernaya-sistema-sovetskoy-rossii-i-sudby-rossiyanok.html
  31. Пушкарева Н. Л. Гендерная система Советской России и повседневность россиянок // Повседневная жизнь при социализме. Немецкие и российские подходы / под ред. Я. К. Берендса, В. Дубиной, А. Сорокина, с участием Е. Акопян. М.: Политическая энциклопедия, 2015.
  32. Сабанчиева Л. Х. Феминизация творческого процесса: изобразительное искусство как средство самоактуализации женщин // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 3 (53).
  33. Саидова А. С. Жизненный путь и творчество художника-графика Магомеда Каир-Магомы Юнусилау // Вестник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН. 2017. № 12.
  34. Тахнаева П. И. Карикатура в творчестве дагестанского художника Халил Бека Мусаясула (Халила Мусаева) - от «Моллы Насреддина» (1912-1913) к «Танг-Чолпану» (1917-1918) // Вестник Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН. 2014. № 5.
  35. Тедеева Н. В. Женщины Северной Осетии в контексте модернизационных процессов 1920-1930-х гг.: автореф. дисс. … к. ист. н. Владикавказ, 2008.
  36. Текуева М. А. «Решение» женского вопроса в Кабардино-Балкарии в 1920-1930-е гг. // Социальная история: ежегодник. 2008. СПб.: Алетейя, 2009.
  37. Текуева М. А. Эмансипация женщин на Северном Кавказе: трудности перевода с русского на кабардинский // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ: в 15-ти т. СПб.: Международное некоммерческое партнерство преподавателей русского языка и литературы «МАПРЯЛ», 2015.
  38. Хлопонина О. О. Динамика женской образности в русской художественной культуре 1890-х - 1930-х гг.: автореф. дисс. … к. культ. М., 2019.
  39. Хлопонина О. О. Трансформация женской образности в советском кинематографе 1920-1930-х годов // Знание, понимание, умение. 2017. № 2.
  40. Художник и педагог. К 110-летию Д. А. Капаницына: каталог выставки / автор проекта, составитель каталога и вступительной статьи Д. А. Дагирова. Махачкала: S’Pepper, 2006.
  41. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД).
  42. Червонная С. М. Живопись автономных республик РСФСР (1917-1977). М.: Искусство, 1978.
  43. Шабатура Е. А. Гендерный анализ образа «новой женщины» в советской культуре 1920-х годов // Омский научный вестник. 2006. № 6 (41).
  44. Шахмарданова Л. В. К вопросу становления жанра портретного рисунка в творчестве М.-А. Джемала // Становление профессионального искусства Дагестана (творчество Г. А. Гасанова, М.-А. Джемала, Х.-Б. Н. Аскар-Сарыджи): сборник научных статей / сост. М. А. Якубов. Махачкала: Типография Дагестанского филиала АН СССР, 1982.

Author information

Gani Shikhvalievich Kaimarazov

Dr

Institute of History, Archaeology and Ethnography of Daghestan Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences

Leila Ganievna Kaimarazova

PhD

Institute of History, Archaeology and Ethnography of Daghestan Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences

Zaripat Abdullaevna Akhmedova

Institute of Language, Literature and Art of G. Tsadasa of Daghestan Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences

About this article

Publication history

  • Received: October 15, 2021.
  • Published: November 20, 2021.

Keywords

  • женщина-горянка
  • трансформация женского образа
  • изобразительное искусство
  • советская модернизация
  • гендерная история
  • mountain woman
  • transformation of woman’s image
  • fine art
  • Soviet modernization
  • gender history

Copyright

© 2021 The Author(s)
© 2021 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)