• Original research article
  • February 1, 2024
  • Open access

The “lightness of being” in the socio-cultural context of the post-Soviet era

Abstract

The publication continues to consider such a socio-cultural phenomenon as the “lightness of being”, this time in the context of the historical and cultural dynamics of Russia in the first quarter of the 21st century. The study aims to identify the features related to the national mentality and the post-Soviet worldview, as well as stable stereotypes of their perception in relation to the phenomenon under consideration. The paper sheds light on the peculiarities of reflecting the “lightness of being” in the mass consciousness of Russians, modern Russian art and characterizes trends related to the potential of the “lightness of being” to contribute to spiritual and social rehabilitation of the individual in modern conditions. The paper determines how the “lightness of being” manifests itself in the culture of the period under consideration, which accounts for the scientific novelty of the study. As a result, having identified the most important points related to the socio-cultural situation in Russia in the first quarter of the 21st century, the author concludes that Conflict (Struggle) initially adjoins Harmony, the structure of which includes the “lightness of being” as an important element not only of the existential support of the individual, but also of national culture.

References

  1. Байбородова Л. В., Фалетрова О. М. Социальная педагогика. Музыка как средство психолого-педагогической коррекции: учеб. пос. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2019.
  2. Беляева Л. А., Новикова О. Н. «Человек играющий» в эпоху постмодерна // Идеи и идеалы. 2018. Т. 2. № 3 (37).
  3. Виниченко А., Хрулькова И. О некоторых пунктах взаимодействия академической музыки и рок-культуры в эпоху глобализации и постглобализации // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. По материалам Международного научного форума. Саратов, 2020. Т. VII / ред.-сост. А. И. Демченко.
  4. Гавриков В. А. Мифопоэтика в творчестве Александра Башлачёва. Брянск: Ладомир, 2007.
  5. Гавриков В. А. Художественная словесность в контексте синтеза искусств (на материале интермедиальных текстов с сингулярным авторством) // Сфера культуры. 2020. № 1.
  6. Грачёв В. Н. О возрождении традиционных смыслов музыки в отечественном музыкознании и композиции // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2019. № 4 (6).
  7. Гудимова С. А. Музыка в контексте культуры: сб. ст. М.: ИНИОН РАН, 2017.
  8. Демченко А. И. Иллюзии и аллюзии. Мифопоэтика музыки о Революции. Исследование. М.: Композитор, 2017.
  9. Демченко А. И. Мировой художественный процесс. Эволюция и закономерности. Исследование. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2019.
  10. Журавлев С. В., Гронов Ю. Мода по-советски: роскошь в стране дефицита. М.: ИстЛит, 2019.
  11. Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10-ти т. М.: Русская книга, 1994a. Т. 3.
  12. Ильин И. А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий // Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10-ти т. М.: Русская книга, 1994b. Т. 3.
  13. Ильичева О. С. Факторы влияния на эволюцию отечественной массовой музыкальной культуры в конце ХХ в. // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2015. № 47.
  14. Кирнарская Д. К. Homo Musicus // Художественное образование и наука. 2014. № 1.
  15. Козлов С. А. «Лёгкость бытия» в социокультурном контексте досоветской и советской эпох // Манускрипт. 2023. Т. 16. Вып. 6.
  16. Козлов С. А. Родной дом нашей души: восприятие Италии русскими людьми в XIX – начале ХХ в. // «Друг – зеркало для друга…»: российско-итальянские общественные и культурные связи, X-XX вв. М.: Институт российской истории РАН, 2013.
  17. Козлов С. А. Современная мода Италии как уникальный социокультурный феномен // Вестник культурологии. 2021. № 4 (99).
  18. Кондаков И. В., Соколов К. Б., Хренов Н. А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. М.: Прогресс-Традиция, 2011.
  19. Крупин В. Море житейское. М.: Институт русской цивилизации, 2016.
  20. Личутин В. В. Размышления о русском народе. М.: Институт русской цивилизации, 2013.
  21. Медушевский В. В. О сущности музыки // Православная русская школа: традиции, опыт, возможности, перспективы: мат. всерос. науч.-практ. образовательной конференции (Свято-Алексиевская Пустынь, 1 января 2016 г. – 31 декабря 2017 г.) / под ред. Н. Ф. Злобиной. Свято-Алексиевская Пустынь: Литера, 2018.
  22. Мельникова М., Арутюнян А., Ибрагимова А. Пофигизм – это безмятежная лёгкость бытия? (К вопросу о воспитании у школьников неравнодушного отношения к жизни) // Русский язык в ХХI в.: исследования молодых: мат. VI междунар. науч. студ. конференции (г. Сургут, 7-8 февраля 2019 г.). Сургут, 2019.
  23. Рябцева Н. Е. Художественное своеобразие орнитологической символики в поэзии Инны Лиснянской и Светланы Кековой // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 5 (138).
  24. Соколов В. Г. Космизм в изобразительном искусстве: истоки, сущность и перспективы // Вестник культурологии. 2021. № 4 (99).
  25. Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991.
  26. Убогий А. Ю. Словарь исчезнувших вещей // Наш современник. 2018. № 6.
  27. Уваров М. С. Музыка и исповедь // Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова: мат. междунар. конференции (г. Санкт-Петербург, 26-27 мая 1997 г.). СПб.: Изд-во Института человека РАН (СПб. отделение), 1997.
  28. Фалетрова О. М. Музыка как средство психолого-педагогической коррекции. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2008.
  29. Фалетрова О. М. Регуляция психофизического и психоэмоционального состояния средствами искусства // Гуманитарные науки. 2021. № 1 (53).
  30. Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991.
  31. Федотов Г. П. Рождение свободы // Федотов Г. П. Собрание сочинений: в 12-ти т. М., 2004. Т. 9. Статьи американского периода.
  32. Философия социоприродного взаимодействия в век конвергентных технологий: коллективная монография. СПб.: Нестор-История, 2018.
  33. Хренов Н. А. Воля к сакральному. СПб.: Алетейя, 2006.
  34. Хренов Н. А. Культура и историческая память // Культура культуры. 2021. № 2.
  35. Царёва Н. А. Поколение Net: гуманизация или цифровизация // ИКОНИ. 2021. № 3.
  36. Чередниченко Т. В. Брэнд-эстетика // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 1999. № 5.
  37. Шастина Т. В. Приобщение детей к народной певческой культуре // Современные проблемы науки и образования: сб. тр. конференции. М., 2020. Т. XIX.

Author information

Sergey Alekseevich Kozlov

Dr

Moscow

About this article

Publication history

  • Received: November 20, 2023.
  • Published: February 1, 2024.

Keywords

  • постсоветская эпоха
  • социокультурное понятие лёгкости бытия
  • русская культура XXI в
  • новейшая социокультурная история России
  • post-Soviet era
  • socio-cultural concept of the lightness of being
  • Russian culture of the 21st century
  • contemporary socio-cultural history of Russia

Copyright

© 2024 The Author(s)
© 2024 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)