• Научная статья
  • 10 февраля 2019
  • Открытый доступ

ЭТЮД-КАРТИНА «СУФИЙ И БУДДА» Т. ШАХИДИ В КОНТЕКСТЕ ТЕНДЕНЦИЙ «НОВОЙ САКРАЛЬНОСТИ» В КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Аннотация

В настоящей статье этюд-картина «Суфий и Будда» таджикского композитора Толиба Шахиди рассматривается в аспекте тенденции «новая сакральность» в современном композиторском творчестве. В сочинении воплощен взгляд современного художника на проблему сходства и различия двух религиозных концепций. В результате анализа выявлены универсальные и специфические параметры, характеризующие суфия и Будду. Общность представлена музыкальным арсеналом, предназначенным для передачи медитативности. В то же время каждый представитель религиозного учения обладает и собственной интонационной сферой.

Источники

  1. Ахундова-Дадашзаде З. А. К вопросу претворения духовной темы в творчестве современных композиторов Азербайджана // European Journal of Arts. 2016. № 1. С. 3-9.
  2. Барсукова Н. К. Изучение некоторых аспектов идеи Бога в мировых религиях // Исламоведение. 2012. № 3. С. 11-22.
  3. Бородовская Л. З. Традиции суфизма в татарской музыке: дисс. … к. искусствоведения. Казань, 2004. 173 с.
  4. Буддизм. Каноны. История. Искусство: альбом. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2006. 600 с.
  5. Данилова А. В. Музыка Эдисона Денисова в контексте «Нового религиозного движения» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 4 (78). С. 64-67.
  6. Дрожжина М. Н. О поэтике Джалолиддина Руми в композиторском творчестве // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360. С. 65-68.
  7. Дрожжина М. Н., Давлатова С. Д. Суфийская символика в телебалете Т. Шахиди «Рубаи Хайяма» // Проблемы музыкальной науки. 2018. № 1. С. 66-73.
  8. Жукова О. И., Жуков В. Д. Религиозное сознание как фактор культуры современного человека // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 39. С. 13-18.
  9. Катунян М. И. «Новое сакральное пространство» Владимира Мартынова // Обсерватория культуры. 2011. № 2. С. 53-59.
  10. Кузнецова М. В. Медитативность как свойство музыкального мышления: Авет Тертерян, Арво Пярт, Валентин Сильвестров: дисс. … к. искусствоведения. М., 2007. 233 с.
  11. Муртузова З. М. Гносеологические аспекты в философии чань-буддизма и суфизма в компаративистике // Научная мысль Кавказа. 2010. № 3. С. 52-57.
  12. Подвижники ислама. Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе: сб. ст. / под ред. С. Н. Абашина, В. О. Бобровникова. М.: Восточная литература, 2003. 336 с.
  13. Толибхон Шахиди. Времен контрасты. Интервью, статьи, письма, фотографии: сб. статей / под ред. Л. Джумановой. М.: Композитор, 2014. 120 с.
  14. Трименгэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе / пер. с англ. А. Ставиской. М.: Наука, 1989. 328 с.
  15. Эрнст К. Суфизм / пер. с англ. А. Горькавого. М.: Фаир-пресс, 2002. 320 с.

Информация об авторах

Давлатова Ситора Давлатовна

Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 23 ноября 2018.
  • Опубликована: 10 февраля 2019.

Ключевые слова

  • новая сакральность
  • композиторское творчество
  • суфизм
  • буддизм
  • Толиб Шахиди
  • new sacredness
  • composer’s creativity
  • Sufism
  • Buddhism
  • Tolib Shahidi

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)