• Научная статья
  • 10 мая 2019
  • Открытый доступ

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ИМПУЛЬС Л. ВИТГЕНШТЕЙНА

Аннотация

Статья посвящена изучению влияния Витгенштейна на философию образования. Обосновывается тезис о плодотворности гносеологического и методологического потенциала витгенштейновской философии для образовательных целей. Автор приходит к выводу, что размышления Витгенштейна о роли языка в установлении социальных связей помогают теоретикам образования, педагогам постигать механизм коммуникации. Витгенштейновский анализ взаимодействия понятий «внутреннего» и «внешнего», демонстрируемые способы понимания языковых выражений имеют большое значение для процесса обучения, помогая формировать навыки критического мышления, умение рассуждать и анализировать.

Источники

  1. Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы: в 2-х ч. / пер. с нем. М.: Гнозис, 1994. Ч. 1. С. 75-319.
  2. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / пер. с фр. Н. А. Шматко. М.: Алетейя, 1998. 159 с.
  3. Медведев Н. В. Аналитическая философия образования: ретроспектива и перспектива // Философские традиции и современность. 2015. № 2 (8). С. 68-75.
  4. Перцев А. В. Искусство и практическая философия у М. Хайдеггера // Практическая философия: от классики до информационного социума: сборник материалов Всероссийской конференции (г. Астрахань, 27-28 сентября 2018 г.) / под науч. ред. Л. В. Баевой и К. А. Маркелова. Астрахань: Сорокин Роман Васильевич, 2018. С. 13-18.
  5. Хинтикка Я. Философские исследования и общее образование // Вопросы философии. 2014. № 4. С. 84-89.
  6. A Companion to Wittgenstein on Education: Pedagogical Investigations / ed. by M. Peters, J. Stickney. Singapore: Springer Nature, 2017. 782 p.
  7. Bakhurst D. Foreword // A Companion to Wittgenstein on Education: Pedagogical Investigations / ed. by M. Peters, J. Stickney. Singapore: Springer Nature, 2017. P. V-XII.
  8. Hamlyn D. W. Education and Wittgenstein’s philosophy // Journal of Philosophy of Education. 1989. Vol. 23. № 2. P. 213-222.
  9. Laugier S. The myth of the outer: Wittgenstein’s redefinition of subjectivity // Moyal-Sharrock D. Perspicuous presentations: Essays on Wittgenstein’s philosophy of psychology. Basingstoke: Palgrave-Macmillan, 2007. P. 151-173.
  10. Smeyers P., Marshall J. D. Philosophy and education. Accepting Wittgenstein’s challenge. Doedrecht: Kluwer, 1995. 244 p.
  11. Standish P. Transparency, accountability and public role of higher education // Educational Futures. 2012. Vol. 5 (1). P. 3-14.
  12. Standish P. Wittgenstein’s impact on the philosophy of education // Philosophical Investigations. 2018. Vol. 41 (2). P. 223-240.
  13. Stern D. Wittgenstein’s Philosophical Investigations: An Introduction. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. 224 p.
  14. Williams M. Blind Obedience. Paradox and Learning in the Later Wittgenstein. L. - N. Y.: Routledge, 2009. 354 p.
  15. Wilson J. Preface to the philosophy of education. L.: Routledge, 1979. 264 p.

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 19-011-00254, проект «Л. Витгенштейн и философия образования».

Информация об авторах

Медведев Николай Владимирович

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 25 февраля 2019.
  • Опубликована: 10 мая 2019.

Ключевые слова

  • Витгенштейн
  • философия образования
  • обучение
  • язык
  • значение
  • знание
  • понимание
  • знак
  • выражение
  • Wittgenstein
  • philosophy of education
  • teaching
  • language
  • meaning
  • knowledge
  • understanding
  • sign
  • expression

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)