• Научная статья
  • 9 апреля 2021
  • Открытый доступ

Наука и образование для будущего: направления экологизации

Аннотация

Цель исследования - определить основные направления экологизации современной науки и образования. В статье акцентируется внимание на необходимости корректировки предметно-содержательной структуры науки и образования, изменения их мировоззренческих основ. Определяется круг вопросов, необходимых для придания науке экологических функций, рассматриваются особенности практико-ориентированной модели экологического образования. Научная новизна исследования заключается в конкретизации содержательных и организационно-методологических аспектов экологизации науки и образования, в обосновании необходимости изменения ценностно-мировоззренческих оснований научной и образовательной деятельности. В результате исследования определены и охарактеризованы основные направления экологической трансформации науки и образования.

Источники

  1. Захлебный А. Н. Концепция общего экологического образования в повестке дня XXI века [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-obschego-ekologicheskogo-obrazovaniya-v-povestke-dnya-xxi-veka/viewer (дата обращения: 13.03.2021).
  2. Каткова О. А. Экологизация содержания образования посредством интеграции предметов естественно-научного и гуманитарного циклов // Вестник ТОГИРРО. 2017. № 3 (38). С. 24-26.
  3. Лесков Л. В. Футуросинергетика: универсальная теория систем: научно-учебное пособие. М.: Экономика, 2005. 170 с.
  4. Морозова О. В. К вопросу об экологизации современной науки [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestnik-kafu.info/journal/15/545/ (дата обращения: 13.03.2021).
  5. Мустафина Г. М. Экологизация профессионального образования для устойчивого развития // Наука и техника Казахстана. 2010. № 2. С. 98-100.
  6. Мухетдинова З. З., Романова С. М. Экологизация образования и науки как тенденция решения экологической проблемы // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 13. С. 292-294.
  7. Романович А. Л., Урсул А. Д. Устойчивое будущее (глобализация, безопасность, ноосферогенез). М.: ЖИЗНЬ, 2006. 512 с.
  8. Смирнов Г. С. Ноосферная парадигма образования // Философия экологического образования: сборник / под общ. ред. И. К. Лисеева. М.: Прогресс - Традиция, 2001. С. 141-149.
  9. Смирнов С. В. Концепция биоинтеллектосферы (опыт философского осмысления): монография. Казань: Школа, 2020. 260 с.
  10. Смирнов С. В. Сущность и основные направления усиления практической ориентированности российского высшего образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2017. № 3 (8). С. 25-28.
  11. Тенденции экологизации науки и техники [Электронный ресурс]. URL: https://vuzlit.ru/769339/tendentsii_ekologizatsii_nauki_tehniki (дата обращения: 13.03.2021).
  12. Урсул А. Д. Феномен ноосферы: глобальная эволюция и ноосферогенез. М.: ЛЕНАРД, 2015. 336 с.

Информация об авторах

Смирнов Сергей Владимирович

к. филос. н., доц.

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 февраля 2021.
  • Опубликована: 9 апреля 2021.

Ключевые слова

  • наука
  • образование
  • экологизация
  • мировоззрение
  • практико-ориентированный подход
  • science
  • education
  • ecologisation
  • worldview
  • practice-oriented approach

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)