• Научная статья
  • 31 марта 2023
  • Открытый доступ

Когнитивные проблемы философской антропологии: сознание и представление

Аннотация

Цель исследования – определить основные когнитивные проблемы философской антропологии в контексте противопоставления или взаимодействия опытно-экспериментальных и гуманитарных наук. В статье прослеживается процесс становления понятия «сознание» как альтернативы понятию «душа»; представлена интроспекция как исторически сложившийся метод анализа и развития самосознания; охарактеризовано понятие «представление» в философской антропологии и сформулирована основная идея внедрения когнитивистики в образование. Научная новизна исследования состоит в определении роли сознания в системе цивилизованного образования при формировании социальной, политической, эстетической, естественнонаучной и других сфер современной реальности. В результате исследования сформулированы идеи о том, что в рамках развития культурных нейронаук когнитивные науки позволяют включить философское, в первую очередь антропологическое, понимание сознания и самосознания в комплексный междисциплинарный анализ. При этом отмечается, что в рамках когнитивных подходов недостаточно учитывается влияние на сознание социальных факторов, в том числе идеологическое влияние конкретных обществ.

Источники

  1. Абабкова М. Ю., Леонтьева В. Л. Нейрообразование в контексте нейронауки: возможности и технологии // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2018. № 1.
  2. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1976. Т. 1.
  3. Бажанов В. А. Мозг – культура – социум: кантианская программа в когнитивных исследованиях. М.: Канон+, 2020.
  4. Боуэн У. Г. Высшее образование в цифровую эпоху. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018.
  5. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского / предисл. и ред. А. Ческиса. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1936.
  6. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. М.: ЛЕНАНД, 2021.
  7. Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: Мысль, 1999.
  8. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. М.: Академический Проект; Деловая книга, 2008.
  9. Ревонсуо А. Психология сознания. СПб.: Питер, 2013.
  10. Фаликман М. В., Коул М. «Культурная революция» в когнитивной науке: от нейронной пластичности до генетических механизмов приобретения культурного опыта // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 3.
  11. Философский словарь / основан Г. Шмидтом; под ред. Г. Шишкоффа. Изд-е 22-е, новое, переработ. М.: Республика, 2003.
  12. Хэйес Н., Оррелл С. Что такое психология? М.: Эксмо, 2005.
  13. Юм Д. Малые произведения. Эссе. Естественная история религии. Диалоги о естественной религии. М.: Канон, 1996.
  14. Schwartz D. L., Blair K. P., Tsang J. M. How to build educational neuroscience: Two approaches with concrete instances // British Journal of Educational Psychology. Monograph Series II. 2012. Vol. 8.

Информация об авторах

Яковлев Виталий Юрьевич

д. филос. н., проф.

Костромской государственный университет

Тарковский Владимир Николаевич

к. филос. н., доц.

Костромской государственный университет

Перова Нина Вадимовна

Санкт-Петербургский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 30 января 2023.
  • Опубликована: 31 марта 2023.

Ключевые слова

  • сознание в философии
  • интроспекция
  • представление в философии
  • когнитивистика
  • культурная нейронаука
  • consciousness in philosophy
  • introspection
  • representation in philosophy
  • cognitive science
  • cultural neuroscience

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)