• Научная статья
  • 26 сентября 2023
  • Открытый доступ

«Колокола» С. В. Рахманинова: поэма “The Bells” Э. А. По в переводе К. Д. Бальмонта как источник рождения индивидуальной музыкальной формы. Часть II: особенности структуры

Аннотация

Данная работа представляет собой вторую часть публикации: Свистуненко Т. А. «Колокола» С. В. Рахманинова: поэма «The Bells» Э. А. По в переводе К. Д. Бальмонта как источник рождения индивидуальной музыкальной формы. Часть I: предпосылки и история создания // Манускрипт. 2023. Т. 16. Вып. 2. В первой части было представлено описание творчества Э. А. По и его эстетических воззрений; охарактеризована общая композиция перевода поэмы «Колокола» (“The Bells”) Э. А. По К. Д. Бальмонтом и представлены история создания поэмы «Колокола» С. В. Рахманинова и восприятие публикой данного произведения. В данной статье автором проводится подробный анализ каждой из четырёх частей поэмы С. В. Рахманинова «Колокола», что позволяет выявить ряд общих закономерностей, присущих всему сочинению в целом. В итоге определяются особенности развития лейттемы в каждой части произведения; обосновывается, что в «Колоколах» С. В. Рахманинова имеет место особый тип лейттемы, которая, не являясь единственным «зерном», развивается по законам монотемы. Все особенности структуры в поэме свидетельствуют об индивидуальности творца и тонком решении композитором вопросов музыкальной формы, что отражает стремление передать в музыке самую суть содержания поэтического произведения.

Источники

  1. Асафьев Б. Хоровая культура // Асафьев Б. Русская музыка от начала XIX столетия. Л.: Музыка, 1968.
  2. Асафьев Б. С. В. Рахманинов // Асафьев Б. Избранные труды: в 5-ти т. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954. Т. 2.
  3. Бобровский В. О переменности функций музыкальной формы. М.: Музыка, 1970.
  4. Житомирский Д. Фортепианное творчество Рахманинова // Советская музыка. 1945. № 4.
  5. Мазель Л. О лирической мелодике Рахманинова // Мазель Л. О мелодии. М.: Государственное музыкальное издательство, 1962.
  6. Протопопов В. Позднее симфоническое творчество Рахманинова // С. В. Рахманинов: сб. ст. и мат. / под ред. Т. Цытович. М. – Л.: Музгиз, 1947.
  7. Рахманинов С. Музыка должна говорить языком сердца // Музыкальная жизнь. 1966. № 12.
  8. Шагинян М. Воспоминания о С. В. Рахманинове // Воспоминания о Рахманинове: в 2-х т. / сост., ред., прим. и предисл. З. Апетян. Изд-е 2-е, доп. М., 1961. Т. II.

Информация об авторах

Свистуненко Татьяна Анатольевна

к. иск., доц.

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

Информация о статье

Статья опубликована в двух частях. Часть первая: Свистуненко Т. А. «Колокола» С. В. Рахманинова: поэма «The Bells» Э. А. По в переводе К. Д. Бальмонта как источник рождения индивидуальной музыкальной формы. Часть I: предпосылки и история создания // Манускрипт. 2023. Т. 16. Вып. 2. https://doi.org/10.30853/mns20230037

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 августа 2023.
  • Опубликована: 26 сентября 2023.

Ключевые слова

  • симфоническая поэма «Колокола» С. В. Рахманинова
  • поэма “The Bells” Э. А. По
  • музыкальная поэма для симфонического оркестра
  • структурные особенности
  • лейттема
  • symphonic poem “The Bells” by S. V. Rachmaninoff
  • poem “The Bells” by E. A. Poe
  • musical poem for symphony orchestra
  • structure peculiarities
  • main theme

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)