• Научная статья
  • 26 декабря 2024
  • Открытый доступ

Идея сверхчеловека как основа формирования личности современного инженера

Аннотация

Цель исследования – раскрыть особенности формирования ценностей современного инженера в свете функционирующей в обществе идеи трансгуманизма. В статье анализируется генезис образа сверхчеловека в европейской культуре. Рост наукоемких производств вызвал потребность в постоянном повышении квалификации инженерных кадров с целью освоения технологий и понимания принципов их работы, получения новых знаний, умения быстро разбираться в новых технологиях. Изменения коснулись и системы ценностей инженеров, обусловливая осознание влияния существующих продуктов инженерной деятельности на жизнь общества, что вызывает потребность в понимании возможных путей воспитания инженера-деятеля. Научная новизна состоит в анализе личности современного инженера на основе соотнесения с образом сверхчеловека, формируемым в европейской философской культуре, что формирует и задает направление развитию ценностных ориентиров современного инженера; в постановке проблемы воспитания инженеров в свете смены образовательных парадигм. Показано, что необходима гуманитаризация и гуманизация инженерного образования для соблюдения баланса между прогрессирующей технизацией общества и этизацией, чтобы не допускать глобальных катастроф, важное значение имеет система ценностей будущего инженера, основания которой формируются во время обучения в вузе. В результате исследования установлено, что развитие и распространение идей трансгуманизма влияет на инженерную деятельность и, в частности, затрагивает воспитательно-образовательный аспект современного инженерного образования.

Источники

  1. Беляев Д. А. Древнегреческий герой как инвариант сверхчеловека в контексте генезиса античной культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8-3 (14).
  2. Горнова Г. В. Концептуальные схемы трактовки ценностного выбора // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. № 3 (36). https://doi.org/10.36809/2309-9380-2022-36-19-24
  3. Ильин Г. Л. «Трансгуманизация» современного образования // Высшее образование в России. 2018. № 1 (219).
  4. Исаченко Н. Н. Идея «сверхчеловека» в философском дискурсе // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-9.
  5. Лоренц К. З. Оборотная сторона зеркала / пер. с нем. А. И. Федорова, Г. Ф. Швейника. М.: Республика, 1998.
  6. Лукиан. Сочинения: в 3 т. / под общ. ред. А. И. Зайцева. СПб.: Алетейя, 2001. Т. 1.
  7. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / пер. с нем. Е. Герцык и др. М.: Культурная революция, 2005.
  8. Ницше Ф. К генеалогии морали / пер. К. А. Свасьян // Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2.
  9. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм / пер. Ю. М. Антоновского. М.: Юрайт, 2024.
  10. Попова А. А. Ценностная парадигма будущего: биоконсерватизм или трансгуманизм? // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17. № 4. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2022-17-4-24-31

Информация об авторах

Кальва Инна Сергеевна

Тюменский индустриальный университет

Дягилева Татьяна Владимировна

д. филос. н., доц.

Тюменский индустриальный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 ноября 2024.
  • Опубликована: 26 декабря 2024.

Ключевые слова

  • ценностные ориентиры инженера
  • формирование личности инженера
  • образ сверхчеловека
  • теория трансгуманизма
  • теория биоконсерватизма
  • the values of an engineer
  • the formation of an engineer's personality
  • the image of a superman
  • the theory of transhumanism
  • the theory of bioconservatism

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)